Национальные проекты: шесть лет стагнации вместо прорыва

В 2018 году президент России Владимир Путин подписал знаменитый «майский» указ, положивший начало масштабной программе из 13 национальных проектов. Эти инициативы, сгруппированные вокруг трёх ключевых направлений — «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост», — были рассчитаны на шесть лет, до конца 2024 года, и многими воспринимались как современный аналог «шестилетнего плана» развития страны.

1. Итоги без отчёта: что скрывает завершение «шестилетки»?

Срок реализации этих амбициозных планов истёк 31 декабря 2024 года. Однако, несмотря на наступление нового года, внятных и всеобъемлющих отчётов о достигнутых результатах до сих пор нет. Официальные сводки, подобные стенограмме выступления премьер-министра Михаила Мишустина на стратегическом совещании в конце января, пестрят цифрами, но не дают чёткого ответа на главный вопрос: выполнены ли поставленные цели? В то же время в независимых медиа и социальных сетях всё чаще звучит оценка «провал».

2. Показательный пример: нацпроект «Производительность труда»

Чтобы понять общую картину, достаточно обратиться к конкретным данным. Яркой иллюстрацией служит национальный проект «Производительность труда», курируемый Минэкономразвития. Его ключевая цель — обеспечить ежегодный рост производительности в экономике не менее чем на 5%. Реальная динамика, однако, оказалась далека от целевых показателей:

Рост производительности труда по годам составил: 2018 — 1,5%, 2019 — 2,6%, 2020 — снижение на 0,4%, 2021 — рост 2,8%, 2022 — падение на 3,6% (максимум с 2009 года), 2023 — рост 1,7%. Предварительная оценка за 2024 год — 3,3%. Таким образом, за весь шестилетний период совокупный прирост едва превысил 5%, что можно охарактеризовать как топтание на месте, а не уверенное движение вперёд.

3. Парадокс отчётности: 100% освоения бюджета при нулевых результатах

Возникает закономерный вопрос: как при таких скромных результатах Минэкономразвития регулярно отчитывается о практически стопроцентном выполнении нацпроекта? Ответ кроется в системе оценки. Главным критерием успеха стало не достижение качественных экономических показателей, а степень освоения выделенных бюджетных средств. Общий объём финансирования всех национальных проектов за пять лет достиг астрономической суммы в 21 триллион рублей — более половины всего федерального бюджета на 2024 год. При этом чёткого, публичного объяснения, на что именно и с какой эффективностью были потрачены эти колоссальные средства, нет.

Подозрения в нецелевом использовании средств, судя по всему, разделяют и на самом высоком уровне. В конце декабря 2024 года президент поручил Счётной палате провести масштабнейшую проверку реализации нацпроектов. Аудитор Светлана Орлова уже заявила, что проверка выявит «вопиющие злоупотребления», приведя в пример абсурдную стоимость одного квадратного метра федеральной трассы в 20 миллионов рублей.

4. Цена стагнации: экономические и социальные последствия

Провал в повышении производительности труда имеет далеко идущие последствия. Он напрямую сдерживает темпы экономического роста России. Несмотря на номинальное удвоение ВВП за четыре года, о чём докладывал премьер-министр, реальный рост, очищенный от инфляции, остаётся скромным. За шесть лет действия нацпроектов ВВП страны дважды показывал отрицательную динамику (в 2020 и 2022 годах). В результате доля России в мировом ВВП продолжает стагнировать на уровне около 3%, в то время как экономики таких стран, как Китай, Индия и Вьетнам, демонстрируют уверенный рост, во многом благодаря быстрому повышению эффективности труда.

Ещё одним тревожным следствием низкой производительности стала зависимость российской экономики от дешёвой иностранной рабочей силы. Работодатели, не имея стимулов для технологической модернизации, компенсируют неэффективность массовым привлечением мигрантов. По разным оценкам, в стране сейчас находится от 6 до 16 миллионов иностранных граждан. Это создаёт не только экономические, но и серьёзные социальные и даже угрозы национальной безопасности, превращая страну, по выражению некоторых экспертов, в «заминированное поле».

5. Новый проект: надежды и риски

С 1 января 2025 года стартует новый федеральный проект «Производительность труда» в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентоспособная экономика». Заявлено, что он станет логическим продолжением предыдущей шестилетней программы. Остаётся надеяться, что новая инициатива не превратится в очередной механизм освоения бюджета без реального эффекта. Ключом к успеху может стать не только выделение средств, но и создание действенных барьеров для неограниченного потока дешёвой рабочей силы, что заставит бизнес инвестировать в технологии и повышение квалификации собственных сотрудников. Без этого любые планы по ускорению экономического развития России рискуют остаться на бумаге.

Обратите внимание: Стратегия цифровой трансформации: зачем она нужна и можно ли обойтись без нее?.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Все достижения Минэкономразвития можно охарактеризовать одной фразой — «Бег на месте».