Волга мелеет: как недостроенная Чебоксарская ГЭС душит главную артерию коридора «Север — Юг»

Проблема обмеления Волги и её притоков становится всё острее. В Рыбинском районе, например, обнажился старинный водозабор 1901 года постройки. Этот факт заставляет задуматься: если реки мелеют сами по себе, зачем тогда вообще нужны масштабные гидротехнические сооружения вроде плотин и ГЭС? Однако ответ не так прост — причины обмеления многочисленны и требуют срочного комплексного решения.

1. Исторический контекст и идеологическая борьба

С начала 1990-х годов в общественное сознание активно внедрялся негативный миф о «водном ГУЛАГе» сталинской эпохи. Такие фигуры, как Александр Солженицын, называли грандиозные гидротехнические проекты вроде Беломорско-Балтийского канала «безумной архитектурой», якобы скопированной с рабских практик Востока. Однако подобные оценки демонстрируют глубокое непонимание роли водных путей в истории России. Наша страна сформировалась и развивалась именно благодаря судоходству и каналам, которые соединяли её огромные пространства. Само название «русы», по мнению ряда историков, происходит от понятий, связанных с греблей и кораблями.

Либеральная риторика последних 30 лет часто эксплуатирует тему «затопленной русской Атлантиды» — земель, ушедших под воду при создании водохранилищ. Но реальность сложнее. Берега Рыбинского водохранилища сегодня — это места отдыха с яхт-клубами и базами, в то время как удалённые от воды территории пустеют. Это запустение — результат не советских строек, а социально-экономических реформ 1990-х годов, которые подорвали сельское хозяйство и жизнь в глубинке.

2. Волга как стратегическая артерия и её современные проблемы

Волжская водная система всегда имела не только экономическое, но и стратегическое значение, позволяя перебрасывать суда между морями. Сегодня, в условиях санкционного давления Запада, роль Волги как главного звена международного транспортного коридора «Север — Юг» (связывающего Россию с Ираном, Индией, странами Персидского залива) стала критически важной.

Однако потенциал используется крайне слабо. Объёмы грузоперевозок внутренним водным транспортом в 2023 году составили лишь 108,8 млн тонн, что меньше даже советских показателей 1980 года (500 млн тонн) и несопоставимо с объёмами в таких странах, как Нидерланды. Одной из ключевых причин этого является хроническая проблема обмеления на участке Волги от Городецкого шлюза до Нижнего Новгорода.

3. Корень проблемы: недостроенная Чебоксарская ГЭС

Проблема тянется с конца советской эпохи. Чебоксарская ГЭС так и не была достроена до проектной отметки в 68 метров, остановившись на 63 метрах. Из-за этого её мощность составляет лишь 58% от плановой, а главное — не обеспечивается необходимый уровень воды в нижнем бьефе. После прохождения Горьковского водохранилища Волга начинает мелеть.

Это создаёт огромные трудности для судоходства. Крупные четырёхпалубные теплоходы, которые раньше свободно ходили по реке, теперь вынуждены двигаться «черепашьим шагом», буквально шурша по дну. Для их проводки приходится накапливать воду в водохранилище и устраивать специальные сбросы. Постоянно работают земснаряды, а пассажиров часто пересаживают на автобусы. Эта ситуация делает невозможным полноценное использование водного пути для современных судов с большой осадкой, включая военные.

4. Мнимые и реальные препятствия для решения

Главным аргументом противников поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки является якобы масштабное затопление земель. Однако эти доводы сильно преувеличены. Большая часть этих земель была выведена из оборота ещё в СССР, а инфраструктура (дороги, ЛЭП) перенесена. В Нижегородской области сотни тысяч гектаров пашни и миллионы гектаров пастбищ по всей стране заброшены и не используются. Переселению подлежит менее тысячи человек, многие из которых и так живут в зонах риска.

Альтернативное предложение — строительство новой низконапорной ГЭС в Городце — является лишь временным и крайне затратным решением. Такая плотина без поддержки большого Чебоксарского водохранилища со временем также приведёт к падению уровня воды. В то время как для кардинального решения проблемы нужно, по сути, лишь «щелкнуть выключателем» — завершить давно запланированный проект.

Обратите внимание: Акции моего портфеля. Северсталь.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Главное звено коридора «Север — Юг» когда-то приносило миллионы, а теперь — проблемы и убытки.