
Авиационная отрасль переживает серьезный кризис. На этот раз он говорил не о самолетах, а о людях, которые ими управляют. Разные источники дают разные оценки оттока российских летчиков — от 10 до 20% от общего оттока членов экипажей. Причина очевидна: сокращение количества самолетов.
Однако были и другие причины, по которым российские летчики отказались от полетов на этом самолете. Во-первых, пилоты считают, что заработная плата низкая.
Проблемы с экипажем начались не сегодня, и они происходят не только в России. Летом 2020 года началась вспышка COVID-19, и западные авиакомпании начали объявлять о масштабных увольнениях: Norwegian Air уволила 7300 сотрудников, Air Baltic — 250 сотрудников, а Delta Air Lines в июне предупредила, что может уволить около 2500 пилотов.
Председатель профсоюза экипажа Мирослав Бойчук рассказал, что для сохранения кадров Россия тогда пошла по своему пути: начала сокращать заработную плату, но гарантированный коэффициент сохранился на уровне 40%. Остальное зависит от количества летных часов, но количество летных часов значительно сократилось.
При этом государство предоставляет авиакомпаниям субсидии на общую сумму 59 млрд рублей. Государственная помощь в основном используется для компенсации фактически выплаченной заработной платы.
По данным Российской ассоциации воздушного транспорта (РАВТ) на сентябрь 2023 года в России насчитывается более 14 280 пилотов. Данные о переводах пилотов в зарубежные компании пока не опубликованы. Лидер профсоюза работников авиации, попросивший не называть его имени, сообщил нам, что «с конца 2022 года нашу компанию покинули около 2400 пилотов».
По его словам, это неудивительно: «Средняя зарплата пилотов в нашей компании составляет около 3000 долларов в месяц, тогда как в зарубежных компаниях платят как минимум вдвое больше». Профсоюзный активист также сообщил: «Наша гражданская авиация имеет резерв в размере около 1500 выпускников школ на 2020-2021 учебный год, из которых около 1000 трудоустроены к 2023 году, еще 500 трудоустроены в настоящее время, а около 700 закончат обучение в 2022 году». Но это не снимает проблему нехватки кадров. «Если не принять радикальных мер, в 2025–2028 годах наступит серьезный кризис (летчикам предстоит учиться три года.
В чем причина нехватки пилотов в России? Почему пилоты переходят на зарубежные авиалинии? Этот вопрос мы задали бывшему командиру воздушного судна, эксперту по безопасности полетов Александру Романову.
— Потери летчиков в российской авиации действительно серьезные. Думаю, сейчас они составляют более 10%. Большинство из них перешли на китайские авиалинии, где ситуация сильно отличается от ситуации с российскими авиакомпаниями. Зарплата там в 3-4 раза выше.
Здесь мы относимся к пилотам как к таксистам. Пилоты работают в состоянии хронической усталости, налет часов просто нереальный, а нагрузка растет с каждым годом.
СП: Как конкретно изменились условия труда пилотов в последнее время?
— В Советском Союзе экипаж самолета состоял из пяти человек: командира воздушного судна, второго пилота, штурмана, бортинженера и радиста. В настоящее время на борту самолета находятся всего два члена экипажа. В советское время требуемый налет составлял 66 часов в месяц; сейчас эта норма увеличена до 90 часов в месяц. Пилот не получил никаких объяснений по поводу этого действия. Это было просто решение, принятое где-то наверху.
СП: Пилоты как-то заявляли о своих правах и сложном графике? Ведь все это в конечном итоге может повлиять на безопасность полетов…
— Несколько лет назад через наш профсоюз я организовал исследование условий труда пилотов в Институте медицины труда, специалисты летали с нами на самолете А-310. Итак, были начаты рациональные исследования перегрузки пилотов, но начальство стало им препятствовать.
В конце концов, все остается по-прежнему.
Обратите внимание: Digital-эпоха: переходим на цифровой рубль?.
Российские летчики летают в состоянии хронической усталости, у них нет четкого графика, они фактически лишены личной жизни.СП: За рубежом ситуация иная?
— Я работал в иностранных авиакомпаниях, где правила отдыха были очень строгими. Если остальные стандарты не соблюдены, пилоту не разрешат летать. Наши стандарты отдыха низкие, и никого это не волнует.
Второй ключевой момент: в иностранных авиакомпаниях зарплата пилотов фиксированная. Например, 10 000 долларов в месяц. Это не имеет никакого отношения к времени полета. В нашей стране, если пилот по какой-то причине лишается определенного количества полетов, он сразу же теряет зарплату.
Еще одним очень важным моментом является предоставление бесплатного жилья пилотам за рубежом. Если пилот проработает в авиакомпании определенное количество лет, дом станет его собственностью. Ну, есть много мелочей, из которых складывается отношение к пилотам.
Например, пилотов, работающих за рубежом, после полета доставляют в аэропорт и обратно. Здесь мы часто летим ночными рейсами на собственной машине, паркуем ее в аэропорту за свой счет, а затем сами едем домой после утомительного перелета.
СП: Велика ли разница в доходах между российскими и зарубежными авиакомпаниями?
— Удерживать пилотов становится все сложнее именно потому, что зарплаты в иностранных авиакомпаниях в 3–4 раза выше. Авиационный эксперт пришел к выводу, что пенсии российских летчиков мизерные, а требования медкомиссии завышены, и многие скрывают этот факт, давая взятки.
Однако генеральный директор Victory Air Дмитрий Тещук предложил обязать всех пилотов и авиаинженеров, завершивших обучение, отработать в российской компании несколько лет. Он считает, что льготная ипотека также может помочь российским внутренним авиакомпаниям удерживать специалистов в условиях растущего мирового рынка авиации.
Поможет ли это удержать российских летчиков на родине? С этим вопросом мы обратились к авиационному эксперту, главному редактору портала AVIA.RU Роману Гусарову.
— Это правда, что за границей пилотам платят больше. Если средняя зарплата капитана в нашей стране составляет 600 тысяч рублей, то за рубежом она достигает 10–15 тысяч долларов США. Но это до вычета налогов, а за рубежом это значительная сумма. Наши летчики получили 600 тысяч «чистого дохода».
Кроме того, стоимость жизни за границей выше, поэтому и зарплаты пилотов выше. Но если пилот работает в иностранной авиакомпании и проживает в России, то его доход считается стабильным.
СП: Согласны ли вы с предложением о том, что российские летчики должны отработать в России три года после завершения обучения?
— Россия — одна из немногих стран в мире, где подготовка летчиков-инженеров бесплатна. Если государство вкладывает средства в подготовку специалиста, то логично, что оно может рассчитывать на отдачу. Долги необходимо вернуть.
За рубежом обучение пилотов осуществляется в основном за счет собственных средств. Это довольно большие деньги. Многие страны вообще не тратят денег на подготовку пилотов. Например, Emirates, одна из крупнейших авиакомпаний мира, приглашает пилотов и бортпроводников со всего мира. Несмотря на то, что Emirates не обучает собственный персонал, она все равно считается авиакомпанией премиум-класса. В России у нас есть разные школы, и мы сами готовим пилотов.
Но было бы обидно, если бы они жаловались: помимо достойной зарплаты, у них есть еще и социальные льготы, а теперь еще и ипотеку хорошую получат. Но у каждого есть право выбора. В целом, перевод пилотов из одной авиакомпании в другую является общемировой тенденцией последних лет, и Россия не является исключением.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Переход летчиков из одной авиакомпании в другую — мировая норма, только бегут не к нам, а от нас.