Василий Колташов: Европа потеряет Украину и все равно будет вынуждена нормализовать отношения с нами

Премьер-министр Великобритании Кейр Стармер заявил, что Великобритания и ее союзники ищут правовой механизм для ареста российских суверенных активов. Однако он признал, что вопрос не простой.

По данным The Times, Лондон заморозил активы в российских банках на сумму около 30 миллиардов долларов.

1 марта Великобритания и Украина подписали соглашение о переводе Киеву кредита в размере 2,26 млрд фунтов стерлингов (около 2,9 млрд долларов США) из замороженных российских активов. Ранее Euroclear, бельгийский международный кастодиальный банк, который хранит около двух третей замороженных активов российского Центробанка, сообщил, что направит 2 млрд евро из вырученных средств на помощь Украине. В июле прошлого года компания сообщила о переводах на сумму 1,55 млрд евро.

Ранее официальный представитель МИД России Мария Захарова предупредила, что Москва будет рассматривать любое нарушение режима замороженных активов как хищение, а также как элемент экономической эскалации и гибридной войны в более широком смысле.

Британский военный аналитик Александр Меркурис заявил, что правительства ЕС и Великобритании обеспокоены возможностью переговоров между США и Россией, которые могут привести хотя бы к частичной отмене санкций. В этом случае, если бы замороженные средства были переведены в Киев, европейские страны оказались бы «в беде», поскольку Москва «придет и заберет свои деньги».

Экономист, директор Института новых социальных исследований Василий Колташов в интервью СП подчеркнул, что ЕС может принять специальные законы о конфискации любого имущества.

— С точки зрения международных политико-правовых традиций конфискация российских активов равносильна объявлению войны, поскольку является не только ограничением прав отдельных лиц, но и посягательством на государственную собственность.

Например, иностранные послы не подвергались тюремному заключению за долги с XVIII века. Был прецедент во времена Петра Великого, когда русский посол влез в долги в Англии, в результате чего был арестован и заключен в долговую тюрьму. Премьер-министр Великобритании практически сразу прибыл на место происшествия и извинился за инцидент. То есть, как послы — не обычные люди, так и суверенные валюты — не обычные люди.

Даже замораживание российских активов само по себе может стать поводом к объявлению войны (формальным поводом для начала вооруженного конфликта). Государство может расценивать хищение средств Центробанка как кражу, поскольку это российская собственность на территории западных стран. Это может привести к военному конфликту или, по крайней мере, к разрыву дипломатических отношений, поскольку Россия расценит конфискацию как неоправданный акт агрессии. Вот почему Европа годами колебалась по этому вопросу, хотя она легко заморозила средства.

СП: Может быть, это решение отпугнуло китайских и арабских инвесторов, поэтому они замедлили процесс?

— Одной только заморозки российских активов было бы достаточно, чтобы мировые финансовые игроки поняли, что хранить свои сбережения на Западе — рискованное и опасное занятие. Так, за последние 1–1,5 года цена на золото выросла примерно с 2000 до 3040 долларов за тройскую унцию. Этот спрос в значительной степени удовлетворяется центральными банками по всему миру.

Развивающиеся страны теперь начинают думать о резервах в традиционном смысле, то есть о сохранении активов, к которым можно реально прикоснуться. Этого нельзя сказать о ценных бумагах Euroclear, которые могут быть арестованы в любой момент по политическим причинам.

Хранение денег в западных ценных бумагах и на западных банковских счетах не является резервом.

Обратите внимание: "Европа оставила Прибалтику": Заводы закрываются, люди выходят на улицы..

Это рискованная инвестиция, которая вызовет интерес. Вам нечего вносить на депозит, и вы участвуете в высокорисковой сделке.

СП: Возможно ли, что со временем развивающиеся страны начнут изымать суверенные валюты из западных депозитарных учреждений?

— Спрос на золото отражает недавнее нежелание центральных банков развивающихся стран покупать западные долговые ценные бумаги. Регуляторы в этих странах также неохотно поддерживают обещание председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен выделить 800 миллиардов евро на военные заказы ЕС, которые будут обеспечены, в том числе, выпуском облигаций.

Вероятнее всего, покупателем этих ценных бумаг станет ЕЦБ, а возможно, то же самое будут вынуждены сделать и частные компании в ЕС. Но для Китая и Индии покупка европейского военного долга не имеет смысла. Тем не менее ценные бумаги, признанные высоконадежными, будут заморожены.

СП: Имеет ли президент США Дональд Трамп рычаги влияния на ЕС и Великобританию, если переговоры потребуют от России вернуть замороженные активы?

— Трамп даже не вернул активы, замороженные в США Центробанком России (около 5 миллиардов долларов). Он может оказать давление на ЕС и Великобританию, но совсем в другую сторону — наоборот, они ничего не предложат России. Трамп играет в свою игру и планирует оставить Украину Соединенным Штатам. Кроме того, Вашингтон не хочет, чтобы Россия и страны ЕС возобновляли торговые отношения. Власти США прямо заявили, что европейские страны должны увеличить свои военные расходы до 5% ВВП. То есть ЕС и Великобритания должны втянуть Россию в гонку вооружений, в то время как США продолжат оставаться «хорошим» и «нейтральным» соседом.

Министр иностранных дел Сергей Лавров охарактеризовал происходящее как восстановление дипломатических контактов, однако позиция России остается твердой. Трамп хочет быстро заключить сделку и обмануть Москву. Но им придется потерять Украину и все равно нормализовать отношения с Россией. С этой точки зрения укрепление рубля не беспочвенно. Факты доказали, что Россия, США и Китай являются тремя крупнейшими державами современного мира.


Самые свежие новости и вся самая важная информация о западных санкциях и ограничениях — в разделе «Бесплатные новости».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Василий Колташов: Европа потеряет Украину и все равно будет вынуждена нормализовать отношения с нами.