Все больше сотрудников регионального Миндортранса оказываются под арестом. Испугает ли это других коррупционеров в России?

В Министерстве транспорта никто не работает

На этой неделе продолжились аресты сотрудников дорожного управления и министерства транспорта Челябинской области. Уже сейчас можно говорить о масштабности подобных операций сил безопасности. Некоторые наблюдатели даже использовали термин «уничтожение правительства». Сначала, в конце 2024 года, был арестован первый заместитель министра Станислав Харченко. Даже частые гуманитарные миссии в Корейскую Народно-Демократическую Республику не смогли спасти его жизнь.

В феврале дело привело к аресту министра Алексея Нечаева и других высокопоставленных фигурантов следствия, включая бывших руководителей «Южуралмоста» (Геннадия Вильшенко) и «Южуралавтобана» (Александра Зырянова и Константина Зарипова).

Впоследствии министр был арестован (в апреле срок его содержания под стражей был продлен до 10 июля). На этой неделе были арестованы еще трое обвиняемых: заместитель начальника юридического управления Министерства транспорта Челябинской области Станислав Куликов, его предшественник Алексей Плюта и заместитель начальника управления Ирина Клементьева.

Региональные эксперты отмечают особенность этого процесса: судебные решения по всем делам принимались в Москве (включая арест министра), тогда как аресты в Челябинске осуществляли федеральные силовики, которые оперативно доставляли задержанных подозреваемых в столицу. Это происходит несмотря на обычную практику рассмотрения дел в судах по месту предположительного совершения преступления.

Решение Челябинского суда логично. Что касается задержания чиновников в их кабинетах, то это не самая технически сложная задача. Похоже, местные правоохранительные органы могут справиться с этой проблемой. Однако они выбрали другой путь — организовали показательные порки в Москве. Пусть это увидит вся страна. Почему? Скоро мы это узнаем.

Дело конгрессмена, отставка губернатора, монополия

Возможно, пока еще слишком рано делать выводы из этой истории. Ведь до вынесения судом решения по существу у обвиняемого теоретически есть шанс быть оправданным. В то же время очевидно, что на дорогах Челябинска сталкиваются многие федеральные интересы.

Достаточно вспомнить странное уголовное дело депутата Госдумы, жителя Челябинска Вадима Белоусова. Его обвинили в получении крупной взятки от холдинговой компании по строительству дорог за покровительство при распределении государственных контрактов на содержание дорог. Озвученная следствием сумма взятки в 3,25 млрд рублей названа крупнейшим делом о взяточничестве в истории России.

Белоусов категорически отрицает свою вину и напоминает, что обвинения в ходе расследования изначально были предъявлены совершенно другим людям. Никто не поймал его на месте преступления.

Депутат вовремя присутствовал на всех судебных заседаниях, но таинственно исчез на следующий день после оглашения приговора. Приговор был суровым: 10 лет лишения свободы. Однако спустя несколько месяцев приговор был в конечном итоге отменен Верховным судом России. Сейчас судебное разбирательство по делу снова спокойно продолжается в районном суде. Потому что Белоусов ранее был лишен депутатского мандата за отсутствие на заседании Государственной Думы!

Белоусов был помощником бывшего губернатора Михаила Юревича, который нажил себе очень влиятельных врагов в регионе и столице. По ряду оценок, это привело к преждевременной отставке Юревича, что затем повлекло за собой серию уголовных дел против него. В конечном итоге все закончилось арестом активов компании «МаркФа Холдинг», которой совместно владели члены семей Юревичей и Белоусова. Бывший губернатор уже долгое время проживает где-то за границей. Где именно — никто не знает. Более того, местонахождение Белоусова неизвестно.

Тем временем в Челябинской области вновь разгорелся дорожный скандал.

Обратите внимание: Киев требует отставки украинского замглавы ТКГ из-за слов о России.

При этом указанные компании («Южуралмост» и «Южуралавтобан») на протяжении многих лет неоднократно оказывались замешанными в подобных скандалах. До 2012 года «Южуралавтобан» принадлежал Магнитогорскому металлургическому комбинату (ММК), затем — другим владельцам. Компания получила многомиллионный контракт на восстановление и строительство дорог в регионе.

Однако в 2016 году Юзуру Равтобана внезапно попросили заплатить более 1 млрд рублей налогов. Компания ушла с рынка. Однако преемником одной монополии в дорожном строительстве стала другая: «Южуралмост». Вскоре компания оказалась втянута в собственный скандал — ее обвинили в участии в картельном сговоре, в котором был замешан сам губернатор Борис Дубровский.

Дубровскому также пришлось досрочно уйти в отставку и покинуть страну. Хотя многие в это не верят, бывший генеральный директор ММК надежно защищен от различных претензий со стороны своего бывшего работодателя.

Было много арестов, и их будет еще больше

Эксперт по инфраструктуре Яков Гуревич в интервью корреспонденту российского информационного агентства Sputnik заявил, что задержание руководителей и сотрудников областного департамента автомобильного транспорта было ожидаемым: «Особенность Челябинской области в том, что в сфере дорожного строительства ни один проект не является технически и экономически обоснованным. Это всегда создает благоприятную почву для коррупции». В феврале этого года Гуревич заявил, что операция по задержанию будет продолжена. Оказывается, он был прав.

Трудно сказать, как длительное расследование финансирования строительства дорог в Челябинской области скажется на его качестве. Другой известный дорожный эксперт, пожелавший остаться неизвестным, рассказал SP следующее:

——Я готов верить, что следственные органы узнают правду. Министр Нечаев — компетентный специалист. Я не знаю, виновен ли он, что он сделал и кто приказал ему это сделать, и не буду строить догадки.

СП: Аресты были связаны с работой в разное время в областном транспортном управлении…

— Насколько я понимаю, большинство из них относятся к периоду губернаторства Дубровского. С тех пор подрядчики сменились, хотя имели место случаи, когда нынешний подрядчик, Аракелян, был задержан.

СП: Как теперь местным властям и гражданам следует оценивать ситуацию в Министерстве транспорта?

— Наверное, на каком бы уровне ни был вынесен вердикт по этому делу, это был сигнал с самых высоких уровней о том, что теперь нам придется работать по-другому. Однако найти серьезных подрядчиков для реализации такого масштабного дорожного проекта по всему региону непросто, особенно в нынешний период острой нехватки кадров. Итак, проблема все еще существует.

«Короткая пауза»

В группе «Наш Челябинск» социальной сети «ВКонтакте» жители Южного Урала горячо обсуждают аресты регионального транспортного департамента и высказываются без стеснения.

Рая Бодякшина выразила мнение многих: «Это кошмар, наши главные чиновники — просто воры». Ольга Лысенко сказала: «Вот почему они туда едут. Наказание смешное, но и деньги не такие уж маленькие». Елена Азнабаева попыталась проанализировать: «Они все такие же заложники, с этой машиной не поборешь. Рука Москвы протянута, поэтому они такие беспринципные и в таком количестве». Анатолий Березя подытожил: «Вот почему мы строили такие дороги при таких жадных руководителях.

Наталья Сергиенко поднимает резонный вопрос: «Как долго мы сможем воровать у Челябинска? Москва строится, но в краткосрочной перспективе нас ждет застой». Галина Биктимирова вспоминает масштабные проекты в Челябинске: «Кажется, у нас никогда не будет метро, ​​везде воры». Вера Путятова жестка: «В СССР была смертная казнь, почему бы ее не применять сейчас? Ведь директора Елисеевского магазина расстреляли, чтобы отпугнуть людей от воровства». Юрий Говта предлагает менее кровавые, но по-своему вполне эффективные меры: «А теперь конфискуйте все, даже родственников. На эти деньги стройте дороги. А этих людей — на каторжные работы».

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Все больше сотрудников регионального Миндортранса оказываются под арестом. Испугает ли это других коррупционеров в России?.