1. Значительный рост цен на коммерческое обучение
В ведущих медицинских университетах России произошло заметное повышение стоимости обучения на платных отделениях. Цены на такие ключевые направления, как лечебное дело, педиатрия, стоматология и фармация, в среднем выросли на 10–12%, а в отдельных случаях скачок составил 30–35%. Руководство вузов объясняет эту индексацию возросшими расходами на практическую подготовку студентов, увеличением коммунальных платежей и ростом зарплат преподавательского состава.
2. Конкретные цифры: сколько теперь стоит стать врачом
Стоимость получения медицинского образования на коммерческой основе достигла очень высокого уровня. Например, обучение по специальности «Стоматология» в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова теперь обойдется в 5,9 млн рублей за шесть лет, что на 22,9% больше, чем раньше. Цена аналогичной программы по «Педиатрии» выросла еще существеннее — на 35%, до 5,3 млн рублей.
В РНИМУ им. Н.И. Пирогова год обучения на «Лечебном деле» теперь стоит 800 000 рублей, что на треть выше прошлогодней цены. В региональных вузах рост также значителен: в Уральском государственном медицинском университете стоимость направления «Стоматология» увеличилась на 34% и теперь составляет 300 000 рублей в год.
3. Бюджетные места: жесткая конкуренция и целевой набор
При этом количество бюджетных мест практически не увеличивается. Например, на лечебном факультете МГУ в 2025 году их будет всего 58. Немного лучше ситуация в Сеченовском университете, где на педиатрию запланировано 190 бюджетных мест.
Однако, как пояснил источник в приемной комиссии одного из медвузов, большинство бюджетных мест отдано под приоритетные категории поступления. Реальный шанс поступить на бюджет есть в основном у победителей олимпиад и абитуриентов с идеальными результатами ЕГЭ. Значительная часть мест (как, например, 375 из 508 на педиатрическом факультете РНИМУ) выделена для целевого приема, когда обучение студента оплачивает будущий работодатель — медицинское учреждение.
4. Финансовая нагрузка на семьи и образовательные кредиты
Для многих семей оплата такого образования становится неподъемной ношей. Единственным выходом часто становится оформление образовательного кредита, что заставляет студентов и их родителей с горькой иронией говорить о необходимости «расплачиваться за учебу всю оставшуюся жизнь».
5. Парадокс на фоне кадрового дефицита
Эта ситуация выглядит особенно противоречиво в контексте острой нехватки медицинских кадров в стране. По официальным данным Минздрава, России не хватает около 23 300 врачей и 63 600 средних медработников. Однако, по мнению независимых экспертов, реальный дефицит может достигать 200 000 специалистов.
6. Мнение эксперта: Лариса Попович о причинах и путях решения
С вопросом о целесообразности такого роста цен мы обратились к Ларисе Попович, директору Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ.
По ее мнению, высокая стоимость обучения создает естественный барьер, отсеивающий недостаточно мотивированных абитуриентов, что в целом правильно для такой ответственной профессии. Основная проблема, как считает эксперт, заключается не в количестве выпускников (ежегодно вузы выпускают 40-70 тысяч врачей), а в том, что далеко не все из них идут работать в медицину.
Главной причиной удорожания обучения Попович называет постоянное технологическое обновление медицины. Современная подготовка врача требует дорогостоящего оборудования, симуляционных центров и постоянной практики, что значительно увеличивает себестоимость обучения.
В качестве ключевого решения кадровой проблемы эксперт видит развитие целевой подготовки. Когда медицинские учреждения заключают договоры с абитуриентами, оплачивают их обучение и гарантируют рабочее место после выпуска. Это, по ее мнению, более надежная модель, чем рыночная.
7. Критический взгляд: Денис Иванов о коммерциализации образования
С другой стороны, главный научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН Денис Иванов выражает более критичную позицию. Он указывает, что государство существенно увеличивает финансирование высшего образования (в 2025 году оно составит 589,2 млрд рублей, что на 43% больше, чем ранее), и вопрос в распределении этих средств.
По мнению Иванова, некоторые вузы заинтересованы в необоснованном повышении доходов от коммерческого набора. Это создает порочный круг: студент тратит миллионы на образование, а затем, чтобы их «отбить», вынужден искать способы дополнительного заработка, что может негативно сказаться на качестве медицинской помощи.
Эксперт предупреждает, что сокращение доступности медицинского образования ведет к серьезным социальным последствиям, включая рост заболеваемости, инвалидизацию населения и снижение продолжительности жизни.
Обратите внимание: Пенсионеры и получатели детских пособий лишены возможности получать выплаты на карты visa и mastercard.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Если все выпускники медвузов пойдут работать по специальности, про дефицит врачей в России можно забыть.