
Депутаты Госдумы приняли во втором чтении поправку, предусматривающую штрафы для лиц, занимающихся поиском и доступом к экстремистским материалам в Интернете.
Согласно документу, штрафом будут наказываться не только распространение и хранение материалов из федерального списка экстремистских материалов (который на момент публикации уже содержал 5473 наименования), но и поиск информации об этих материалах.
Просто введите в строку поиска слово «мятежный», и вы окажетесь «под наблюдением», как в принципе и не без оснований утверждают интернет-интерпретаторы документа.
Поиск и доступ к таким материалам может повлечь за собой штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей. Кроме того, реклама (или даже возможное упоминание) VPN — способа доступа к заблокированным Роскомнадзором сайтам и социальным сетям — также может привести к неприятностям.
Соответствующие изменения будут внесены в статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) «Нарушение законодательства о рекламе».
В правилах установлено, что «распространение рекламы программных и технических средств доступа к ограниченным информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей».
Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 80 000 до 150 000 рублей, а юридические лица — на сумму от 200 000 до 500 000 рублей.
В результате доступ к запрещённым сайтам станет сложнее. Некоторые законодатели поспешили гарантировать, что непослушных интернет-пользователей не будут штрафовать огромными штрафами – как заверил член Совета Федерации Артём Шейкин, владельцы VPN-сервисов и их сообщники будут наказаны.
Сложно сказать, насколько ему доверяет общественность, поскольку волна паники в социальных сетях и новостных комментариях не стихает. Политика Роскомнадзора также усугубляет эти опасения (мягко говоря, неясная.
Например, сайты Национальных библиотек Латвии и Эстонии в России официально не заблокированы, а возможности поиска недоступных ресурсов через специальные сервисы нет.
Однако получить к ним доступ практически невозможно, не прибегнув к определенным уловкам, например, прочитав архивы Советской Эстонии или газеты «Советская молодежь» (издававшиеся в Риге в советское время.
Бывший советник президента РФ по вопросам развития интернета и председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко заявил, что принятие этих законопроектов вызовет еще больше вопросов к законодательству и в целом к государственной политике в отношении интернета.
— Проблема с этим законом сложная, главным образом потому, что мы внезапно столкнулись с фактом. У всех есть много вопросов, на которые обычно есть ответы. Если закон не может ответить на эти вопросы, нужно что-то с ним делать.
Разумеется, эти поправки не могли не вызвать столь бурную реакцию, поскольку они никогда широко не обсуждались публично, а были внезапно внесены во время второго чтения законопроекта.
СП: Даже эксперты пока не могут предположить.
— Именно. Именно поэтому столь неожиданной оказалась реакция Екатерины Мизулиной, главы «Альянса безопасного интернета», которая также была удивлена предложенной формулировкой.
Кажется, что она несет ответственность за то, что происходит в регионе, и часто целенаправленно ищет экстремизма, но здесь она внезапно оказывается в тупике.
Поэтому я искренне надеюсь, что не все поправки будут приняты в предлагаемом виде, поскольку шума много, IT-сообщество в замешательстве, а пользователи и СМИ не понимают, что происходит на самом деле.
СП: Добавлю, что один из пользователей Telegram-канала Мизулиной спросил её, удалит ли пресс-секретарь президента Дмитрий Песков (который недавно признался в наличии VPN) свой VPN. Но можно ли здесь услышать голос общественности?
— Дело даже не в пользователях — мы ко всему привыкли. Не очень понятно, как должны действовать контролёры. Логичный вопрос: будут ли нас останавливать на улице инспекторы и проверять айфоны? Именно такое ощущение возникает, когда впервые читаешь этот документ.
СП: А что, если представители не внесут никаких изменений?
-- Мы получим совершенно неэффективный закон. Неясно, как государственные органы будут его обеспечивать. Так часто случается, что законодатели принимают законы, которые невозможно реализовать.
Например, так называемый Закон о пребывании иностранных IT-компаний предусматривает, что владельцы иностранных IT-ресурсов с большим количеством российских пользователей обязаны открыть официальное представительство в России.
Дуров, как и «Яндекс» с Google, равнодушен к закону.
Обратите внимание: «Теперь вы можете любоваться мной весь год»: Спортивная журналистка Ульяна Тригубчак создала свой первый календарь.
То же самое произойдёт и здесь, потому что у государства нет возможности гарантировать запрет того, что мы просматриваем в интернете. Не думаю, что произойдёт какая-то катастрофа — разве что провалится очередной законопроект о регулировании.Следующий вопрос мы задали главному редактору интернет-портала «Мобильный Телеком» Леонтию Букштейну.
СП: Многие пользователи сети не понимают, почему заблокированные в РФ сайты должны быть заблокированы, если на них можно попасть разными способами. Кроме того, некоторые зарубежные ресурсы прекратили работу в России.
— Потому что где-то они думают, что лучше знают и понимают наши нужды. К сожалению, это не вековая традиция, но она давняя.
СП: Насколько эффективна блокировка просмотра запрещенных ресурсов и того же VPN-сервиса?
— Это характер нашей нации. Если это запрещено, но очень хочется, то можно. Эта наша традиция имеет давнюю историю и жива до сих пор.
С одной стороны, государство неоднократно давало понять, что не стоит посещать через VPN места, которые порочат нашу историю и искажают нашу нынешнюю ситуацию. С другой стороны, многие мои коллеги продолжают продвигать некоторые запрещённые социальные сети и сервисы.
Почему? Потому что они не создали ни одного достойного аналогичного продукта, всего один-два, от силы. Кроме того, нам иногда кажется, что западные продукты лучше отечественных. И такое тоже случается довольно часто.
«СП»: Запретный плод сладок…
«Я думаю, что подавляющее большинство моих соотечественников не особенно интересуются этими «табу.
Конечно, есть энтузиасты, которые способны изменить мир, даже если они в отчаянии. Как сказал известный поэт: «Человек подобен быку. Стоит ему только прихоти прийти в голову, и колом его не прикончишь».
Сейчас государство просто предупреждает этих людей: мы следим и можем наказать. Конечно, до каждого из этих сотен миллионов человек дотянуться довольно сложно, и у государства есть другие, более серьёзные задачи.
Но власти использовали этот документ, чтобы предупредить пользователей сети, как в известной комедии: «Не ходите туда, ходите сюда. Иначе снег на голову упадет».
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Теперь под колпаком окажутся все посетители Рунета, но — формально.