Кризис высшего образования: массовые отчисления, льготники и поиск новой модели подготовки

Система высшего образования России столкнулась с тревожной тенденцией: количество студентов в вузах сокращается. В прошлом учебном году был отчислен каждый десятый учащийся. Статистика выбытия складывается из нескольких факторов: по собственному желанию ушли более 157 тысяч человек, почти 186 тысяч были отчислены за неуспеваемость, а еще около 147 тысяч покинули альма-матер по иным причинам. Особенно настораживает устойчивый рост доли отчисленных за плохую учебу, наблюдаемый с 2020 года.

1. Пёстрая картина приёма и растущие барьеры

Несмотря на ужесточение требований внутри вузов, контингент абитуриентов становится всё более разнородным. С одной стороны, расширяется список льготных категорий для поступления, а с другой — обсуждается ужесточение правил для победителей олимпиад. Ректор МГУ Виктор Садовничий, например, указывает на проблему концентрации олимпиадников в столичных университетах. Парадоксально, но мотивированных ребят, доказавших свои способности реальными достижениями, начинают воспринимать как проблему, в то время как число льготных мест растёт.

Ещё один диссонанс — активный приём иностранных студентов (их число в 2024 году достигло 376 тысяч) на фоне роста стоимости обучения для российских студентов на коммерческой основе. По данным Минобрнауки, цена за год увеличилась в среднем на 12%. В некоторых медицинских вузах, таких как Сеченовский университет, стоимость программы «Стоматология» за шесть лет подскочила до 5,9 млн рублей, что сопоставимо с ценой московской однокомнатной квартиры.

2. Корни проблемы: школа, ЕГЭ и мотивация

Почему же так много студентов не справляются с программой? Эксперты видят причины в системных проблемах. Андрей Ларичев, преподаватель МГУ, отмечает, что современная школа сосредоточена на натаскивании к ЕГЭ, а не на развитии фундаментальных знаний и навыков самостоятельного мышления. Выпускники, привыкшие к шаблонным решениям, теряются в вузе, где требуется анализировать, искать информацию и предлагать собственные идеи.

«Когда такие выпускники приходят в вуз, они сталкиваются с задачами, над которыми надо думать, а не просто искать готовый ответ в интернете, — поясняет Ларичев. — Им нужно много читать, размышлять, но к этому ЕГЭ, к сожалению, не готовит. Добавьте к этому отсутствие жёсткого контроля, как в школе, и слабую внутреннюю мотивацию — вот и результат после первой сессии».

Обратите внимание: Генсек НАТО призвал Грузию активнее готовиться к вступлению в альянс.

3. Мнение министерства: комплекс факторов

В Минобрнауки признают, что норма оттока студентов (10%) превышена, и видят в этом совокупность причин. Александр Макуренков, советник ректора РХТУ им. Менделеева, называет несколько ключевых моментов:

  • Издержки ЕГЭ: система тестирования отучает мыслить самостоятельно и творчески.
  • Искусственное завышение баллов по естественным наукам некоторое время назад.
  • Льготный приём детей участников СВО, часть из которых не справляется с нагрузкой.
  • Последствия дистанционного обучения в пандемию, сказавшиеся на общей подготовке.

На вопрос о расширении приёма олимпиадников Макуренков отвечает, что во всём нужна гармония. Олимпиады должны выявлять таланты, но не превращаться в «вид спорта».

4. Главный вопрос: кого же готовить?

Ключевой дилеммой, стоящей сегодня перед системой высшего образования, эксперт называет выбор модели. «Идёт диспут о том, кого должны готовить вузы — высококвалифицированных специалистов-исполнителей или творцов новой реальности, — говорит Макуренков. — К этому диалогу необходимо активно привлекать и саму молодежь».

Таким образом, массовые отчисления — это симптом более глубокого системного кризиса. Он затрагивает и качество школьной подготовки, и механизмы приёма в вузы, и саму философию высшего образования в эпоху быстрых изменений. Решение требует комплексного подхода, а не точечных мер.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Кого готовить в вузах: квалифицированных работяг или творцов новой реальности?.