Ситуация с массовым и, по мнению перевозчиков, необоснованным взиманием штрафов за превышение габаритов и веса достигла критической точки. В конце октября дальнобойщики записали эмоциональное видеообращение к президенту России прямо у рамки автоматического пункта весогабаритного контроля (АПВГК) в Чебаркуле Челябинской области, которое стало символом общероссийской проблемы.
1. Крик о помощи со всей страны
В обращении перевозчики называют происходящее беспределом и несправедливостью. Они подчеркивают, что штрафы, достигающие 600 тысяч рублей, часто выписываются за нарушения, которых не было — например, из-за раздувания тента на ходу, что не является реальным превышением габаритов. Авторы настаивают, что это не локальная история Чебаркуля, а системная беда, с которой сталкиваются водители от Красноярска и Камчатки до Ленинградской и Волгоградской областей, в ХМАО, ЯНАО и многих других регионах. Их главный вывод звучит как предупреждение: сегодня такой штраф может уничтожить бизнес одного перевозчика, а завтра — подорвать всю отрасль грузоперевозок.
2. Год скандалов и митингов
Весь 2025 год прошел под знаком протестов против работы систем контроля. В феврале в Краснодаре состоялся масштабный митинг, куда съехались водители со всей страны. Они жаловались на массовые штрафы из-за сбоев в системе «Платон», которая, как выяснилось, могла некорректно работать из-за помех от глушилок систем ПВО. Особенно проблемным назывался участок на трассе М-4 «Дон». Похожие сигналы в течение года поступали из Челябинской, Свердловской и многих других областей.
3. Мнение экспертов: система работает на сбор денег, а не на безопасность
Координатор Объединения перевозчиков России по Свердловской области Максим Фокин в беседе с корреспондентом заявил, что проблема не исчезнет, пока не изменятся сами принципы работы системы. Сегодня, по его словам, главная цель — не безопасность дорог, а сбор запланированных сумм штрафов, исчисляемых десятками миллиардов рублей. Он привел наглядный пример: при строительстве платной трассы М-12 самосвалы возили материалы с явным перегрузом и без тентов, но ГАИ их не трогала, видимо, по указанию свыше. В результате дорога местами провалилась, а ремонт носит точечный, некачественный характер.
Руководитель объединения Сергей Владимиров подтвердил общероссийский масштаб проблемы, выделив особенно проблемные регионы: Волгоград, Ульяновск, Ленинградскую область. На вопрос о том, идут ли штрафы на ремонт дорог, он ответил метафорой: «Обещать — не значит жениться». Все средства, по его мнению, попадают в «общую кормушку», а дальнейшая их судьба неясна.
4. Статистика краха: каждый четвертый перевозчик уходит с рынка
В телеграм-канале Объединения перевозчиков приводятся пугающие цифры: за девять месяцев 2025 года с рынка уже ушло 25% транспортных компаний. Прогноз на конец года — до 40%. При этом государство планирует собрать через рамки АПВГК 42,4 миллиарда рублей. Яркий пример абсурда: строительная компания, ремонтировавшая дорогу Шадринск-Мясково, получила штрафов на 80 миллионов рублей. Автоматический пункт контроля был установлен заказчиком (Курганавтодор) прямо на стройплощадке без предупреждающих знаков. Прокуратура нарушение подтвердила, но штрафы продолжали приходить за «движение» по месту работы.
5. Круговая порука безответственности
Выявить конкретного виновника в этой системе практически невозможно. Курганавтодор заявляет: «Мы только взвешиваем». Ростдормониторинг отвечает: «Мы только выбираем акты с превышением». Ространснадзор разводит руками: «Нам прислали снимок, мы оформили». Единственная инстанция для обжалования — суд, который завален исками. В Катайском районе, например, на пятерых судей приходится около 1500 жалоб от перевозчиков, некоторые из которых ждут рассмотрения с августа 2024 года.
Председатель правления «Народный контроль Урал» Евгений Медведев резонно заметил: «Не может быть, что тысячи водителей внезапно стали нарушителями. Не могут 1000 человек одновременно ездить на красный свет. Значит, в светофоре что-то не так».
6. Абсурдные случаи и технические нестыковки
Ситуация доходит до курьезов. Один из перевозчиков из Ижевска получил официальный ответ от Росстандарта, что данные с рамок АПВГК в Курганской области не передавались в единую систему мониторинга, что является нарушением. Получается, штрафы выписывались незаконно. Другой пример: бетономешалка, работавшая на стройке, за 4 часа получила четыре штрафа за перегруз. Причем после третьего взвешивания ее масса на бумаге оказалась больше, чем после первого, хотя по логике, разгружаясь, она должна была становиться легче.
7. Что ждет отрасль и чего требуют перевозчики
С июля 2026 года вступает в силу единый реестр перевозчиков, где главным критерием для исключения станут нарушения по весогабариту. Учитывая массу ложных срабатываний, это может привести к коллапсу. Место разорившихся российских компаний, как прогнозируют эксперты, займут иностранные перевозчики, которые не будут пополнять российский бюджет налогами.
Требования отрасли, сформулированные в телеграм-канале Объединения, конкретны и, на первый взгляд, выполнимы:
- Установка контрольных весов после каждой рамки (как это сделано, например, в США).
- Исправные информационные табло, которые сразу показывают результат взвешивания.
- Организация площадок для остановки после проезда рамки.
- Назначение ответственного в Минтрансе именно за развитие внутренних грузоперевозок.
Как отмечается в материале, проще всего, пожалуй, назначить ответственного чиновника. Но в нынешних условиях эта должность выглядит «расстрельной» — кто захочет разгребать этот системный кризис?
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал
Обратите внимание: НАТО тщетно пытается найти минусы в защите российских С-400.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Штраф в 600 тысяч рублей за «негабарит» и «перегруз» стал привычным делом на российских дорогах.