Ежедневные потери мировой торговли из-за блокировки Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given оцениваются в колоссальные 9,6 миллиарда долларов. Эта ситуация вынуждает судоходные компании всерьёз задуматься о долгих и дорогостоящих обходных маршрутах, что создаёт дополнительное давление на и без того напряжённые цепочки поставок.
По данным экспертов издания Lloyd's List, каждый день простоя жизненно важной морской артерии обходится мировой экономике примерно в 400 миллионов долларов в час. Блокировка водного пути, соединяющего Восток и Запад, стала серьёзным испытанием для логистики, которая всё ещё восстанавливается после потрясений, вызванных пандемией COVID-19.
В этой статье мы подробно рассмотрим стратегическое значение Суэцкого канала, а также комплекс методов, которые используются для спасения гигантского судна, управляемого тайваньской компанией Evergreen Marine. Размеры корабля сравнимы с небоскрёбом Эмпайр-стейт-билдинг, что делает операцию по его вызволению беспрецедентно сложной.
1. Суэцкий канал: история глобального торгового пути
Основная цель создания Суэцкого канала оставалась неизменной на протяжении веков: обеспечить прямое морское сообщение между Востоком и Западом для развития международной торговли.
Современный искусственный водный путь протяжённостью 193 километра, соединяющий Средиземное и Красное моря, был построен в период с 1859 по 1869 год. Однако сама идея такого соединения восходит к временам Древнего Египта.
Согласно историческим данным, ещё около 1850 года до нашей эры фараон Сенусрет III приказал построить канал-предшественник, который соединял бы Нил с Красным морем.
Без современных инженерных технологий для строительства и обслуживания древний канал постепенно пришёл в упадок, заилился и был заброшен при последующих правителях.
Спустя тысячелетия французский дипломат Фердинанд де Лессепс в 1854 году заключил соглашение с египетским правителем и основал компанию для строительства канала. Первоначально работы велись с использованием принудительного труда египетских крестьян.
После запрета рабского труда в 1863 году строители перешли на использование паровых экскаваторов и земснарядов. За десятилетие было перемещено около 75 миллионов кубометров песка.
Современный этап развития канала связан с масштабным проектом 2014 года стоимостью 9 миллиардов долларов. Он включал расширение и углубление участка, что позволило увеличить пропускную способность до 97 судов в день и дало возможность проходить именно таким гигантам, как Ever Given. В 2019 году через канал прошло 19 тысяч судов с 1,25 миллиарда тонн грузов, что составляет примерно 13% объёма мировой торговли.
2. Операция по спасению: как сдвинуть небоскрёб
Контейнеровоз Ever Given длиной 400 метров застрял по диагонали в канале, ширина которого в этом месте составляет всего около 200 метров. Причиной инцидента стал мощный песчаный шторм, который резко снизил видимость. Ветер скоростью до 50 км/ч воздействовал на высокие борта и контейнеры судна, как на паруса, сбивая его с курса.
Этот морской гигант превосходит по длине крупнейший авианосец ВМС США USS Gerald R. Ford (337 метров). Если бы его поставили вертикально, он был бы выше Эмпайр-стейт-билдинга (381 метр без учёта антенны).
Обратите внимание: Пенсионеры и получатели детских пособий лишены возможности получать выплаты на карты visa и mastercard.
Специалисты отмечают, что, поскольку судно прочно село на мель обоими концами, операция по его спасению может занять недели, несмотря на все предпринимаемые усилия.
В настоящее время применяется комбинированный подход: земснаряды и экскаваторы расчищают грунт в районе носовой части, в то время как мощные буксиры пытаются стащить корабль с мели. Отдельная задача — выкачивание песка и ила из-под самого корпуса, чтобы уменьшить сцепление с грунтом.
В своём заявлении компания Bernhard Schulte Shipmanagement (BSM), отвечающая за техническую эксплуатацию судна, сообщила, что к девяти уже работающим земснарядам присоединился специализированный судноподъёмный снаряд. Эта машина способна перемещать до 2000 кубометров грунта в час.
BSM также подтвердила, что первая серьёзная попытка снять судно с мели, предпринятая в четверг утром, не увенчалась успехом, но работы будут продолжены.
В качестве крайней меры спасатели рассматривают возможность частичной разгрузки контейнеровоза с помощью плавучих кранов. Это должно уменьшить его осадку и позволить воде приподнять корпус над песчаной отмелью.
3. Риски операции: «кит на мели» может сломаться
«Мы не исключаем, что операция может занять несколько недель, в зависимости от развития ситуации», — заявил в интервью голландской программе «Nieuwsuur» Питер Бердовски, генеральный директор компании Boskalis, одной из двух команд, занимающихся спасением судна.
«Это похоже на огромного кита, выброшенного на берег. Это колоссальный вес, давящий на песок», — пояснил Бердовски.
Сал Меркольяно, эксперт по морской истории из Университета Кэмпбелл (США), в интервью BBC подчеркнул чрезвычайную сложность разгрузки такого крупного судна прямо в канале.
«Вам потребуются очень большие плавучие краны. Но главная проблема в том, что любое перемещение груза необходимо тщательно рассчитывать, чтобы не нарушить остойчивость судна», — отметил доктор Меркольяно.
«В худшем случае, — предупредил эксперт, — из-за неравномерного распределения веса корабль может просто переломиться пополам».
4. Мировая логистика в тупике: поиск обходных путей
Блокировка Суэцкого канала стала ещё одним мощным ударом по глобальным цепочкам поставок, которые и без того страдают от последствий пандемии: нехватки контейнеров, задержек в портах и отмены рейсов.
Крупнейшая логистическая компания мира Maersk, как сообщает Reuters, уже рассматривает возможность перенаправления своих судов вокруг мыса Доброй Надежды в Африке. Этот обходной маршрут длиннее примерно на 15 000 морских миль и добавляет к путешествию между Азией и Европой от пяти до шести дней, значительно увеличивая затраты на топливо и сроки доставки.
Власти Суэцкого канала выражают надежду, что дноуглубительные работы позволят увеличить глубину вокруг судна на необходимые 12-16 метров, что даст шанс его высвободить. Сложно осознать, что ежедневный товарооборот в 9,6 миллиарда долларов сейчас зависит от того, удастся ли поднять корпус гиганта всего на несколько метров.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Корабль, блокирующий Суэцкий канал, можно будет снять за несколько недель.