Планируемое торжественное открытие первого европейского завода Tesla в немецком Грюнхайде, намеченное на 1 июля, не состоялось. Вместо праздника компания столкнулась с чередой сложных проблем, которые отодвигают запуск производства на неопределенный срок.
1. Экологические преграды и бюрократические лабиринты
Строительство завода стоимостью 5,8 млрд евро столкнулось с жестким сопротивлением. Ключевая проблема — расположение объекта. Участок частично находится в охраняемой зоне питьевой воды и граничит с природным заповедником, что вызвало волну протестов среди местных жителей и экоактивистов. Проект пришлось даже приостанавливать для спасения редких видов змей, обитающих в местных лесах.
«Вырубка тысяч гектаров леса для инфраструктуры и жилья, строительство в водоохранной зоне — это, по сути, преступление против природы», — заявляет участница местной кампании протеста Мануэла Хойер. Эта ситуация отражает общую для Германии тенденцию, когда даже проекты в сфере зеленой энергетики сталкиваются с критикой из-за потенциального ущерба локальным экосистемам.
Параллельно с экологическими баталиями Tesla борется с немецкой бюрократией. Все работы ведутся на основании предварительных разрешений, а окончательного одобрения от Государственного агентства по окружающей среде Бранденбурга до сих пор нет. Это создает правовую неопределенность и риск дальнейших задержек, возможно, даже до 2022 года. Сам Илон Маск, ранее восторгавшийся «немецкой инженерией», во время последнего визита в мае сдержанно отметил, что «меньше бюрократии было бы лучше».
2. Масштабный проект и его перепланировка
Завод в Грюнхайде — это не просто сборочный цех. Это комплексное предприятие, включающее цех прессования, литейное производство, сборку кузовов, собственную пожарную команду и систему очистки воды. Энергию для него планируется получать из местных возобновляемых источников.
Однако в процессе согласований Tesla решила расширить проект, добавив производство аккумуляторных элементов. Это стратегическое решение, которое позволит заводу производить до 50 ГВт·ч элементов в год (больше, чем планирует Volkswagen на своей новой фабрике), потребовало полного пересмотра и повторной подачи всей документации, что отняло драгоценные месяцы.
Обратите внимание: Новости: Гиганстский японский робот, прощание основателя компании Nikola Motor и Илон Маск с Tesla..
3. Поддержка и экономические перспективы
Несмотря на сопротивление, у проекта есть и сильные сторонники. Для восточной Германии, региона с высокой безработицей и оттоком молодежи, появление Tesla — это шанс на экономическое возрождение. Ожидается, что полностью запущенный завод создаст 12 000 рабочих мест и сможет выпускать до 500 000 электромобилей в год.
«Мы за переход к безуглеродной мобильности, и автомобили для этого должны где-то производиться, — говорит Ральф Шмилевски, член Партии зеленых из соседнего города. — Теперь у молодого поколения есть перспектива, и им не нужно уезжать в поисках работы».
4. Что будет дальше?
Сейчас проект находится на очередном этапе общественного обсуждения. До середины июля жители могут ознакомиться с 11 000 страниц обновленных документов, а до 16 августа — подать свои возражения. В 2020 году таких возражений было более 400. После этого агентство по охране окружающей среды должно решить, проводить ли публичные слушания 13 сентября.
Дальнейшие сроки туманны. Окончательное разрешение должно быть выдано, но когда именно — неизвестно. Таким образом, судьба одной из самых амбициозных промышленных строек Европы зависит от хрупкого баланса между экологическими требованиями, бюрократическими процедурами и экономическими надеждами целого региона.
(1 доллар = 0,8410 евро)
Репортаж Надин Шимрошик и Кристофа Стейтца
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Объяснитель: Что происходит с немецкой «гигафабрикой» Tesla за 7 миллиардов долларов?-Рейтер.