Рождение кинематографа: от первых немых фильмов до легендарных картин

С какого момента началась история немого кино и кино в целом? Это увлекательное путешествие начинается с конца XIX века, когда технологические возможности не позволяли записывать звук, что и определило уникальную эстетику первых кинолент.

История кино неразрывно связана с немым кинематографом, который стал его фундаментом. Первые шаги были сделаны ещё в 1878 году, задолго до появления привычного нам кино. В то время не существовало технологии для записи и синхронизации звука, поэтому режиссёры и операторы сосредоточились на визуальном повествовании.

Картотека, созданная Эдвардом Мейбриджем. Каждая картотека состоит из шести-двенадцати хронофотографических снимков, изображающих движение лошади. Мейбридж снял фотографии в июне 1878 года. Всемирную известность получила картотека «Салли Гарднер в галопе».

1. Первые шаги: от фотографий к движению

Самой ранней работой, которую можно считать предтечей кино, стала серия снимков «Салли Гарднер в галопе», созданная в 1878 году. Эта «кинолента» состояла из 24 фотографий, на которых была запечатлена лошадь с наездником. При быстрой поочерёдной проекции этих кадров создавалась иллюзия движения. Хотя с современной точки зрения это сложно назвать полноценным фильмом, данный эксперимент стал величайшим прорывом, заложившим основы кинематографа и расширившим представления о возможностях визуального искусства.

Официальным стартом эпохи немого кино принято считать 6 января 1896 года, когда состоялась премьера фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Этот короткометражный фильм произвёл настоящую революцию и вызвал у зрителей невероятные эмоции — некоторые даже вскакивали с мест, боясь, что поезд врежется в зал. Братья Люмьер сняли около 20 фильмов, но именно «Прибытие поезда» стало символом новой эры визуального искусства.

6 Января 1896 года. Первый фильм в истории немого кино «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота».

2. Мастера пантомимы: Чарли Чаплин и искусство без слов

Чарли Чаплин

Чарли Чаплин — один из величайших гениев эпохи немого кино, который как-то сказал: «Кино — это пантомимическое искусство». Отсутствие звука не означало отсутствия диалогов или эмоций. Актерам приходилось «говорить» без слов, используя язык тела, мимику и выразительную пластику. Чтобы донести чувства до зрителя, жесты часто были преувеличенными: падение должно было быть драматичным, грусть — мелодраматичной, а влюблённость — подчёркнуто яркой. Это требовало невероятного мастерства.

Чаплин был не только гениальным актёром, но и талантливым сценаристом, композитором, режиссёром, а также дважды обладателем премии «Оскар». В своей знаменитой речи на 70-летие он поделился глубокими жизненными уроками, часть из которых представлена ниже:

Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания — это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной природы. Сегодня я знаю, что это Честность.
Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть человека, навязывая ему исполнение моих желаний, понимая, что еще не время для этого и человек к этому не готов, даже если этот человек — я сам. Сегодня я называю это Уважением.

Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни, и смог увидеть, что все, что меня окружает, приглашает меня к росту. Сегодня я называю это Зрелостью.

Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в нужном месте в нужное время, и все происходит в нужный момент. Я всегда могу быть спокоен. Теперь я называю это Уверенностью.

Когда я полюбил себя, я перестал тратить свое время и прекратил мечтать о будущих грандиозных проектах. Сегодня я делаю то, что доставляет мне радость, что я люблю делать, что радует мое сердце, и я это делаю в своем ритме. Сегодня я называю это Простотой.

3. Технологии немого кино: фундамент современного кинематографа

Технологии, использовавшиеся для создания фильмов в эпоху немого кино, кардинально отличались от современных. В то время не было и речи о компьютерной графике или сложных спецэффектах. Однако именно тогда были изобретены и опробованы многие приёмы, ставшие основой кинопроизводства: стоп-кадр (остановка движения), замедленная съёмка, анимация и методы обеспечения непрерывности действия. Эти инновации позволили создавать увлекательные визуальные истории.

Немое кино подарило миру культовые картины, такие как «Десять заповедей», «Бен-Гур» и «Цирк». Его расцвет привёл к постепенному упадку традиционных театральных драм, так как кино стало новым, более доступным и зрелищным видом искусства. Эта эпоха стала трамплином для перехода к звуковому кино и воспитала плеяду великих актёров, включая Чарли Чаплина, дуэт Лорел и Харди, Гарольда Ллойда и Перл Уайт. Не все из них смогли успешно перейти в эру «говорящего» кино, начавшуюся около 1929 года, но их вклад в историю остался неизмеримым.

Обратите внимание: COVID-19 пандемия история появления и распространение самой страшной болезни.

4. Роль музыки в немом кино

Музыка была одним из важнейших элементов немого кино, способным передать широкий спектр эмоций за короткое время. Изначально она использовалась для развлечения публики до начала сеанса и во время титров. Позже живая музыка и специально подобранные звуковые эффекты стали неотъемлемой частью показа, усиливая драматизм и волнение, задуманные режиссёром. Музыканты, часто пианисты или целые оркестры, играли синхронно с действием на экране, создавая уникальную атмосферу.

Первым фильмом с оригинальной, специально написанной музыкальной партитурой стал эпический «Рождение нации» Д. В. Гриффита, выпущенный в 1915 году. Музыку для него создал Джозеф Карл Брейль, что стало важным шагом в развитии кино как синтетического искусства.

6 Сезон. Кинофестиваль в Загребе и филармонический оркестр.

5. Пять самых значительных фильмов эпохи немого кино

Помимо уже упомянутого «Прибытия поезда», в эпоху немого кино было создано множество других выдающихся картин, которые пользовались огромной популярностью и повлияли на развитие кинематографа. Вот некоторые из них.

1. Капустная фея (Алис Ги, 1896/1900)

Капустная фея

Алис Ги — одна из первых женщин-режиссёров в истории. Её минутный фильм «Капустная фея», снятый для компании Gaumont, является ранним примером фантастического кино и новаторского подхода к повествованию. В фильме фея проверяет, созрели ли куклы в капусте, и собирает младенцев. Сохранившаяся версия датируется 1900 годом и считается ремейком более ранней работы.

2. Путешествие на Луну (1902)

Эта фантастическая лента Жоржа Мельеса рассказывает о группе учёных, которые отправляются в космическое путешествие на Луну внутри снаряда, запущенного из гигантской пушки. Фильм стал эталоном раннего кинофэнтези и продемонстрировал невероятные для своего времени спецэффекты и монтажные приёмы.

3. Большой глоток (1901)

Короткая комедийная сценка, в которой джентльмен, заметив фотографа, пытается его прогнать. По мере его приближения к камере его лицо, а затем и огромный рот заполняют весь экран. В кульминации он проглатывает сначала фотоаппарат, а затем и самого фотографа, после чего спокойно удаляется. Этот фильм — яркий пример раннего сюрреалистического и комедийного кино.

4. Большое ограбление поезда (1903)

Этот фильм Эдвина С. Портера часто называют одним из первых вестернов и образцом динамичного повествования. В центре сюжета — группа бандитов, ограбивших поезд, и их погоня, заканчивающаяся перестрелкой. Фильм стал знаменит благодаря культовому кадру, где один из бандитов стреляет из пистолета прямо в камеру (а значит, и в зрителя), что было новаторским и шокирующим приёмом для того времени.

Кадр из фильма «Большое ограбление поезда».

5. Рождение нации (1915)

Эта масштабная эпическая драма Д. В. Гриффита является одной из самых важных и одновременно самых спорных картин в истории кино. С одной стороны, это новаторское произведение с точки зрения режиссуры, монтажа и использования музыки. С другой стороны, фильм подвергается жёсткой критике за откровенно расистскую трактовку истории Гражданской войны в США и восхваление Ку-клукс-клана. Это был первый фильм, показанный в Белом доме, но его также запрещали в некоторых штатах, а показы сопровождались протестами. «Рождение нации» наглядно демонстрирует, как искусство может обладать огромной силой воздействия, неся в себе как технический прогресс, так и опасные идеи.

Спасибо за внимание!

Пишите комментарии, ваше мнение очень важно для развития творчества. До новых встреч в мире кино!

Источники: Эпоха немого кино: 30 самых значимых фильмов; «Когда я полюбил себя…»; История немого кино

#кино #технологии #интресные факты #мнедвабилета#новости кино

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: История появления кино в эпоху немых фильмов. с каких фильмов началась история кино?.