С вступлением в силу обновленных Правил дорожного движения в России вводится ограничение скорости для средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым теперь официально отнесены электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и аналогичные устройства. Однако эксперты прогнозируют, что количество ДТП с их участием, вероятно, продолжит расти. Сдерживать эту негативную тенденцию административными мерами, по мнению специалистов, малоэффективно; требуется комплексный подход, включающий развитие культуры вождения и инфраструктуры.

Электрические самокаты за несколько лет превратились из экзотики в массовый городской транспорт, изменив привычки горожан. Их популярность породила острую необходимость в правовом регулировании. Новые правила призваны повысить безопасность, но их эффективность вызывает вопросы.
1. Что изменилось в ПДД для средств индивидуальной мобильности (СИМ)
Впервые в российские ПДД законодательно введено понятие «средство индивидуальной мобильности» (СИМ). Это транспортное средство с одним или несколькими колесами (роликами), предназначенное для индивидуального передвижения человека с использованием двигателя. Под это определение подпадают электросамокаты, сегвеи, гироскутеры, электрические скейтборды, моноколеса и другие аналогичные устройства.
Ключевые нововведения для пользователей СИМ:
- Ограничение скорости: Максимальная разрешенная скорость движения — 25 км/ч.
- Приоритетные зоны движения: Тротуары, пешеходные и велопешеходные дорожки, велосипедные дорожки, а также в пределах пешеходных зон.
- Движение по проезжей части: Лицам старше 14 лет разрешено двигаться по правому краю проезжей части или по обочине, но только при отсутствии или невозможности использования тротуаров и велодорожек.
- Контроль состояния: Инспекторы ГИБДД получили право направлять водителей СИМ на медицинское освидетельствование при подозрении в состоянии опьянения. При этом права для управления СИМ по-прежнему не требуются.
Крупные компании, занимающиеся кикшерингом (прокатом самокатов), в целом поддержали изменения. Например, сервис Yandex Go (ранее Яндекс.Драйв) заявил, что давно использует технические средства для регулировки скорости в «зонах особого внимания» — возле школ, детских садов и в местах с высокой плотностью пешеходов, автоматически снижая скорость арендованных самокатов до 10-15 км/ч или даже до полной остановки.
2. Проблемы правоприменения и контроля
Автоэксперт Максим Пастушенко указывает на серьезные пробелы в новых правилах, которые затрудняют их реальное применение и контроль.
- Сложность фиксации нарушений: Как измерить скорость самоката, если у него нет номерного знака и штатных технических средств контроля? Как доказать нарушение в случае ДТП на тротуаре между самокатчиком и пешеходом?
- Проблема юрисдикции: ГИБДД имеет ограниченные полномочия в отношении лиц без водительских прав, а обычные полицейские не уполномочены регулировать дорожное движение. Это создает правовой вакуум.
- Незначительность санкций: Максимальный штраф за нарушение ПДД на личном СИМ несоизмеримо мал по сравнению со стоимостью многих устройств и вряд ли станет действенной сдерживающей мерой.
Эксперт отмечает, что более управляемой является сфера прокатных самокатов. Их парк оснащен GPS-трекерами, скорость можно ограничивать программно, а каждое устройство имеет уникальный идентификатор. Это открывает возможности для конструктивного диалога и совместной работы городских властей с операторами кикшеринга.
3. Культура вождения как ключ к безопасности
Жесткие запретительные меры, такие как обязательная регистрация личных СИМ или введение прав, по мнению эксперта, могут дать обратный эффект: снизить популярность экологичного транспорта, увеличить коррупционные риски и не решить проблему безопасности.
«Опыт других стран, где „самокатная революция“ началась раньше, однозначно показывает: чем больше таких средств на улицах, тем выше абсолютное число аварий с их участием. Свести эту статистику к нулю можно, только полностью запретив СИМ. Но реально снизить ее до приемлемого уровня можно тем же способом, которым мир борется со смертностью на дорогах — последовательным повышением культуры вождения и взаимоуважения всех участников движения», — подчеркивает Пастушенко.
На сегодняшний момент в России не ведется системной работы по формированию этой культуры среди водителей самокатов. Эксперт считает, что запуск такой кампании — общая задача для государства и бизнеса, заинтересованных в снижении аварийности. Идеальное время для старта — перед началом следующего летнего сезона, пока самокаты «ушли на зимние каникулы».
Обратите внимание: Мускулистая, как никогда: Натали Портман заметили на съемках киновселенной «Тор 4».
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: После принятия обновленной редакции ПДД скорость движения самокатов по улицам российских городов и весей уменьшится.