
В современном мире наблюдается растущий интерес к восточным культурам. Однако ключевой вопрос заключается в том, насколько глубоко мы, представители западной или вестернизированной цивилизации, способны понять принципиально иные системы мышления и мировоззрения, с которыми сталкиваемся.
1. Ограниченность западного взгляда
С XVIII века Россия, как и многие другие страны, заимствовала научные и политические модели из Европы. Это привело к тому, что наш культурный класс стал стихийными «западниками», часто не замечая рамок собственного восприятия, подобно рыбе, не замечающей воду. Наше понимание даже таких исторически близких феноменов, как Византия, часто ограничено стереотипами, заданными западными историками вроде Гиббона. Что уж говорить о по-настоящему далеких восточных культурах, где наше непонимание становится особенно очевидным.
Яркой иллюстрацией служит эпизод из романа Лескова, где китаец, выслушав идеи русских революционеров, заметил, что нечто подобное уже было в древнем Китае. Над ним лишь посмеялись, не подозревая, насколько богата и многомерна китайская история, действительно знавшая аналоги «Народной воли».
2. Разные модели человека — основа разных культур
Ключевой тезис, на котором строится всё дальнейшее рассуждение, заключается в следующем: разные цивилизации основаны на принципиально разных представлениях о человеке. Это не просто различия в обычаях, а фундаментально разные антропологические модели.
Парадоксально, но в современном обществознании этот вопрос часто игнорируется. На запрос о том, какой образ человека лежит в основе их теорий, обществоведы обычно отвечают, что в современном праве «лицо» — это сугубо юридическая категория, элемент правового механизма. Таким образом, возвышенный библейский образ «подобия Божьего» оказался сведен к сухой правовой конструкции.
3. Дуализм Запада и холизм Востока
Глубинные различия проистекают из базового мировосприятия. Авраамические культуры (иудаизм, христианство, ислам) построены на дуализме: человек четко отделен от природы, от окружающего пространства. Это отделение, освобождение от «природных духов», дало колоссальный импульс для материального развития и породило науку как инструмент внешнего познания и покорения мира. Однако обратной стороной стала экзистенциальная отчужденность, одиночество и кризис смысла, особенно когда механистическая картезианская картина мира решила, что более не нуждается в «гипотезе Бога».
Восток предлагает иной, целостный взгляд. Даосизм и ведические традиции по своей сути диалектичны. Если для китайского мышления черное уже содержит в себе зародыш белого, а белое — частицу черного (как на символе инь-ян), то для индийской философии и черное, и белое — в равной степени иллюзии, продукты нашего несовершенного восприятия. Для западного же ума черное — это черное, а белое — это белое, между ними пролегает четкая граница.
4. Опасность поверхностных аналогий
Множество понятий, которые кажутся нам знакомыми при первом знакомстве с восточными учениями, на деле имеют совершенно иное значение. Как метко заметил Пелевин, «слова те же и музыка та же, а смысл другой».
- Страдание в буддизме. Цель буддизма — освобождение от «дуккхи». Но это не совсем «страдание» в европейском смысле. Более точный перевод — «неудовлетворенность», «усталость от круговорота». Речь идет о выходе из порочного круга, из бесконечного «дня сурка» существования.
- Философия в Индии. Слово «даршана», которое мы переводим как «философия», означает скорее «видение», описание мира с определенной, достигнутой ступени духовного развития. Этому не свойственна строгая методология и логика западной философской традиции.
5. Примеры культурного кода: Япония, Китай, Индия
Различия пронизывают самые основы восприятия. У японцев, например, центр речи и центр восприятия звуков природы находятся в одном и том же участке мозга. Для носителей других языков эти центры разделены и расположены в разных полушариях. Это не генетическая особенность, а следствие самого языка. Поэтому для японца шум ветра или журчание ручья — не просто фон, а нечто, родственное человеческой речи. В японской культуре также ярко выражен примат эстетики над этикой, что ведет к эстетизации даже крайних форм поведения.
Для понимания политики не менее важно избегать поверхностных аналогий. Маоизм часто воспринимается как крайне левая версия марксизма. На деле же Мао Цзэдун был глубоко связан с традиционной китайской мыслью — с философией Ле-цзы и наследием императора Цинь Шихуанди, создателя единого китайского государства в III веке до н.э. Внешняя марксистская оболочка скрывает иную, древнюю суть.
В Китае историческая преемственность почти невероятна — не менее 3000 лет письменной истории. Еще до монгольского нашествия (XIII век) здесь на протяжении 1600 лет существовала развитая система государственных учебных заведений. Общество, несмотря на современные изменения, сохраняет классовую (или сословную) основу, где уровень образования, определяемый, в том числе, знанием тысяч иероглифов для чтения классики, остается ключевым социальным лифтом.
В Индии, несмотря на формальную отмену каст (варн), они продолжают жить в повседневном сознании. Член каждой варны следует своей дхарме (долгу, закону). Даже индийские коммунисты из высших варн (брахманов или кшатриев) часто бессознательно воспроизводят модели поведения своих предков, что находится в прямом противоречии с провозглашаемыми идеями марксизма-ленинизма.
Обратите внимание: Специалист Куканов рассказал о поиске человека по номеру телефона в Сети.
6. Вывод: необходимость глубинного диалога
В этих заметках даже не затронуты тонкости духовных практик, восприятия времени, учений о спасении, карме или сложнейшее устройство обществ. Каждая из соседствующих с нами культур — это целая вселенная, которую мы, находясь в плену европоцентризма, во многом упускаем.
Безусловно, Европа последние 500 лет демонстрировала удивительный прогресс, во многом обязанный рождению научного метода. Но сегодня этот инструмент доступен всем, и прежнее монопольное преимущество ушло в прошлое. При этом культурно-духовные практики — как наши собственные, так и народов Востока — никуда не исчезли. Мы обречены учиться понимать эти иные вселенные и искать пути гармоничного сосуществования. Эта задача растянется на века, но альтернативы у нас нет.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Разные культуры базируются на совершенно разных моделях или образах человека.