Традиционные ценности как основа государственной политики: интервью с Владимиром Аристарховым

«Ценности — это не догмы, а моральные ориентиры, которые позволяют нам реагировать на все новые вызовы, от коронавируса до Хаймарса». Интервью с Владимиром Аристарховым, директором Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, посвящено разработке и значению Указа Президента РФ о традиционных российских духовно-нравственных ценностях.

Владимир Аристархов, директор Института наследия и один из разработчиков указа о традиционных ценностях.

В постсоветский период работа с идеологическими ценностями в России часто воспринималась как сугубо теоретическая. Однако разработчики Указа Президента РФ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года подошли к вопросу иначе. Документ носит не только теоретический, но и сугубо практический характер. Он призван стать руководством для государственного аппарата при принятии решений, гарантируя, что эти решения соответствуют интересам общества. Конкретные задачи, например, поставлены в сфере образования.

Проект документа был разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Институт наследия), который находится в ведении Минкультуры России. Как пояснил в интервью директор института Владимир Аристархов, этот указ потребует масштабного пересмотра учебных планов, концепций, доктрин и государственных программ, что свидетельствует о его значительных последствиях.

1. Мир как не вполне единый организм

— Владимир Владимирович, какова была основная цель разработки и принятия этого указа?

— Наш институт разработал этот документ по поручению Министерства культуры, которое, в свою очередь, руководствовалось Стратегией национальной безопасности, утверждённой в 2021 году. В Стратегии определены стратегические национальные приоритеты, каждый из которых должен быть детализирован в документах более низкого уровня. Одним из таких приоритетов названа «защита российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти».

Если для сферы культуры уже существует документ — «Основы государственной культурной политики», то нашему институту было поручено создать отдельный документ, посвящённый именно традиционным ценностям. Он раскрывает положения Стратегии национальной безопасности, уточняет цели и задачи, показывая государственному аппарату, как работать над реализацией этого приоритета.

— Чем положения нового указа отличаются от «Основ государственной культурной политики»?

— «Основы государственной культурной политики» были приняты ещё в 2014 году, и сейчас готовится их новая редакция для приведения в соответствие со Стратегией национальной безопасности. Эти документы тесно связаны, ведь невозможно говорить о культуре, не затрагивая ценностей. Мы рассматриваем культуру не просто как сферу искусства и досуга, а как механизм передачи всего, что создали наши предки, где главное — это наследование ценностей, формирующих нашу идентичность.

Ключевое отличие в том, что «Основы культурной политики» ориентированы на конкретные отрасли — театры, музеи, библиотеки, которые решают задачи доступности культуры и формирования личности. Новый же указ о ценностях затрагивает более широкий спектр сфер: образование, воспитание, просвещение, работу с молодёжью, межэтнические отношения, СМИ. Только скоординированные усилия государства во всех этих областях могут привести к сохранению и укреплению традиционных ценностей.

— С какими трудностями вы столкнулись при разработке указа? Кто были его сторонники и противники?

— Основной мировоззренческий вопрос, на который нужно было ответить: имеет ли государство в принципе право заниматься ценностями и воспитанием? В 1990-е и 2000-е годы в России господствовала западная концепция «государства — ночного сторожа», которое не должно вмешиваться в дела общества. Это привело к тому, что государство фактически отказалось от воспитательной функции. Результаты были печальны: кризис идентичности, насаждение чуждых ценностей извне.

Мы исходим из того, что мир состоит из разных цивилизаций или культурно-исторических типов (как их называли Данилевский, Гумилёв, Хантингтон). Ценности русской (российской) цивилизации существенно отличаются от западных, китайских или африканских. Если наше государство не будет прилагать усилий для сохранения своих ценностей, то их место займут чужие, чему активно способствуют наши геополитические конкуренты.

Поэтому ответ на вопрос: да, государство не только имеет право, но и обязано заниматься воспитанием граждан. В русской ментальности государство — не антипод общества, а его часть, призванная действовать в его интересах.

Основное сопротивление при разработке исходило от части «творческой интеллигенции», отрицающей такой подход. Однако общественные консультации на портале Regulation.gov и обратная связь от творческих союзов показали подавляющую поддержку документа со стороны тех, кто ориентирован на благо многонационального российского народа. Многие из тех, кто был против, после начала специальной военной операции покинули страну, что лишь подтвердило их позицию.

2. Актуальность традиционных ценностей в современном мире

— Новый документ призван утверждать традиционные ценности. Не возникает ли здесь противоречия: продвигать нечто устоявшееся через новый указ?

— Это распространённое заблуждение наших оппонентов, которые обвиняют нас в желании вернуться к «Домострою». Мы не призываем жить, как в XVII веке. Мы говорим о ценностях как о фундаментальных моральных ориентирах, понимании добра и зла, которые не меняются веками и делают нас теми, кто мы есть. Наша страна имеет тысячелетнюю историю, и её скрепляла общность ценностей.

Ценности — это не догмы, а именно ориентиры, которые позволяют нам адекватно реагировать на любые новые вызовы, не теряя своей идентичности. Яркий пример слепого копирования — Болонская система образования. Мы взяли западные рецепты, не учитывая наш менталитет, и разрушили собственную, эффективную советскую систему. Сейчас пришло понимание, что мы должны сверяться со своими ценностями, чтобы сохранить себя и свой образ жизни.

— Можно ли говорить о новизне подхода к традиционным ценностям в этом указе?

— Если говорить о государственной политике, то да, это новый шаг. Российское государство до сих пор не занималось системно вопросами ценностей в том виде, как это прописано в документе. Хотя тезисы о ценностях звучали в посланиях президента и стратегиях с 2000-х годов, сейчас понимание их важности созрело окончательно. Президент Владимир Путин принял решение о необходимости отдельного указа, что подчёркивает новый уровень внимания к этой теме.

3. Мировоззрение как право народа

— Каков самый важный вклад указа в идеологический дискурс России?

— В последние годы пришло понимание, что государство обязано управлять воспитанием. Указ определяет содержание этого воспитания. Его ключевое следствие — необходимость пересмотра учебных планов, концепций, доктрин и государственных программ на предмет их соответствия традиционным ценностям.

Кроме того, документ даёт чиновникам чёткие критерии для принятия решений, особенно в «мягких» сферах — культуре, образовании, книгоиздании. Раньше поддержка проектов часто зависела от субъективных предпочтений. Теперь есть объективный ориентир: соответствует ли проект традиционным ценностям? Это гарантия, что решения принимаются в интересах общества.

— Создание инструмента для госаппарата — это весомо. Можно ли сказать, что указ постулирует целостную идеологическую концепцию?

— Сложный вопрос, ведь Конституция запрещает государственную идеологию. Не вдаваясь в схоластические споры, скажу так: это документ, описывающий содержание политики в сфере воспитания, это мировоззренческая основа. Его суть в нескольких словах: «мы хотим быть собой». Мы — отдельная цивилизация и хотим ею оставаться, не становясь ни американцами, ни китайцами. Наши традиционные ценности — то, что скрепляет нас как народ.

— Как при разработке соблюдался принцип недопущения государственной идеологии (ст. 13 Конституции)?

— Мы не создавали принудительной идеологии. Мы реализовывали другие положения Конституции, которые обязывают государство проводить социально ориентированную политику в сферах образования и культуры (ст. 114). Политика — это принятие решений на основе определённых принципов. Эти принципы мы и разработали.

Хочу напомнить, что Конституция 1993 года писалась при участии американского агентства USAID. Статья об идеологии была реакцией на страх возврата к однопартийной системе КПСС. Но, похоже, мы «выплеснули ребёнка вместе с водой», отказав народу в праве на собственное мировоззрение. Ценности — это объективная реальность, отличающая одну цивилизацию от другой. Конституция не должна мешать народу обретать самосознание. Думаю, вопрос о дальнейшем совершенствовании Основного закона ещё будет подниматься.

4. Практическая реализация политики в сфере ценностей

— Мешает ли норма о запрете государственной идеологии достижению ценностного консенсуса в обществе?

— Абсолютный консенсус по всем вопросам невозможен в принципе. Но есть фундаментальные основы, которые объединяют нас как общество. Речь идёт не о консенсусе, а о самосознании нашего народа. Русская цивилизация была, есть и будет независимо от формулировок в Конституции.

— Как вы видите практическую реализацию положений указа?

— Значительная часть указа посвящена именно механизмам реализации. Это и разработка ведомственных планов, и создание системы мониторинга с соответствующими показателями, над которой мы сейчас работаем.

Самое главное — это необходимость координации между ведомствами. Сегодня вопросами ценностей в той или иной степени занимаются около десятка министерств и ведомств, но между ними нет единого скоординирующего органа. В результате в кино, на телевидении, в музеях могут продвигаться противоречащие друг другу messages. Для формирования единой политики необходим координирующий орган, который стал бы основным субъектом в сфере традиционных ценностей. Его создание, на мой взгляд, должно стать важнейшим следствием указа, позволяющим перейти от слов к реальным делам.

Из «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Указ Президента от 9 ноября 2022 г.

Обратите внимание: Интервью Эбру для «Telenovela».

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Интервью с директором Института культурного и природного наследия имени Д.