В ноябре Саудовская Аравия резко сократила экспорт нефти в Китай и США, что эксперты расценивают как первый признак надвигающегося логистического хаоса на мировом нефтяном рынке. Эта перестройка цепочек поставок напрямую связана с европейскими санкциями против России.

Согласно анализу данных отслеживания судов, проведенному агентством Bloomberg, поставки саудовской нефти в США в ноябре упали до 83 000 баррелей в сутки — это минимальный показатель с 2017 года. Экспорт в Китай также сократился на 300 000 баррелей в сутки, достигнув уровня 2020 года. Стоит отметить, что эти цифры могут быть скорректированы в сторону увеличения, так как часть судов, загруженных в ноябре, еще не указала конечные пункты назначения. Тем не менее, общая тенденция к снижению экспорта на ключевые рынки на фоне недавнего решения ОПЕК+ о сокращении добычи выглядит весьма показательной.
Напомним, что в октябре страны ОПЕК+ договорились о сокращении добычи на 2 миллиона баррелей в сутки с ноября. Согласно этому решению, и Россия, и Саудовская Аравия должны снизить добычу примерно на 526 000 баррелей в сутки каждая. Это решение заложило основу для изменений на рынке, которые сейчас усугубляются геополитическими факторами.
1. Цена санкций: дороже нефть и сложная логистика
По мнению старшего аналитика «Открытие Инвестиции» Андрея Кочеткова, вся логистика нефтяного рынка вынуждена перестраиваться из-за стремления Европы ввести ограничения против России. Нефтяное эмбарго, вступающее в силу 5 декабря, а позднее и аналогичные меры против нефтепродуктов, заставят Европу искать альтернативные источники сырья. Это приведет к острой конкуренции за сокращающиеся объемы поставок с других рынков.
Последствия будут масштабными: ожидается, что протяженность танкерных маршрутов в 2023 году увеличится на 9,5 млн морских миль. Это означает рост стоимости фрахта, снижение доступности танкеров и повышенные риски логистических сбоев. Увеличение трафика на ключевых маршрутах, таких как Суэцкий канал, также повышает вероятность аварийных ситуаций, подобных инциденту с контейнеровозом Ever Given.
Основная нагрузка ляжет на танкеры классов Suezmax и Aframax, за которые, как отмечает эксперт, будет конкурировать и Россия, имеющая ограниченные возможности для использования более крупных судов VLCC. Результатом этой гонки за тоннажем станет существенный рост стоимости доставки, что в конечном итоге отразится на цене нефти для конечного потребителя.
Европа также столкнется с проблемой снижения диверсификации источников поставок. Потребителям придется закупать больше нефти у производителей из Африки, арабских стран и даже США. Введение потолка цен на российскую нефть добавляет рынку дополнительной неопределенности. Европа рассчитывает, что другие страны присоединятся к этим мерам, вынудив Россию продавать нефть на невыгодных условиях. Однако, как полагает Кочетков, если рыночная цена окажется значительно выше установленного «потолка», Россия сможет диктовать свои условия, а не соглашаться на скидки. Это создаст конкурентное преимущество для азиатских потребителей, которые получат доступ к более выгодным условиям по сравнению с европейцами.
Эксперт подчеркивает, что разрыв взаимовыгодного сотрудничества Европы и России, которое обеспечивало Старый Свет относительно дешевыми энергоносителями, ведет к росту издержек европейской промышленности. В то же время конкуренты Европы в Азии получают возможность снижать свои затраты.
Примечательно, что США, в отличие от Европы, не спешат полностью отказываться от российских поставок и оставляют за собой право продлевать специальные лицензии. Это, по мнению аналитика, свидетельствует о потере Европой экономической независимости и привлекательности, последствия чего ее политики пока в полной мере не осознают.
Прогнозы на нефтяном рынке становятся все более оптимистичными: сокращение предложения может компенсировать ожидаемое падение спроса из-за рецессии. В условиях высоких цен Россия сможет эффективно обходить нерыночные ограничения, а цели европейской политики обернутся против самого ЕС, сокращая его финансовые возможности.
2. Политическая игра: позиция Саудовской Аравии
Резкое сокращение саудовского экспорта в ноябре может иметь не только рыночные, но и политические причины, считает руководитель коммуникационной группы «Влияние» Никита Донцов. США давно оказывают давление на Саудовскую Аравию с требованием увеличить добычу, чтобы обрушить цены и лишить Россию доходов. Однако Эр-Рияд, наоборот, вместе с ОПЕК+ сокращает добычу для поддержания высоких цен.
США, пытаясь помочь Европе, уже значительно истощили свои стратегические нефтяные резервы и теперь вынуждены их пополнять в условиях дефицита предложения. Саудовская Аравия готова увеличить добычу, но выдвигает Вашингтону ряд политических условий, включая признание статуса наследного принца Мухаммеда бен Салмана, гарантии безопасности от Ирана и инвестиции в свою экономику.
На фоне приближающегося эмбарго и потолка цен мир активно перестраивает экспортные потоки нефти. Россия, как прогнозирует управляющий эксперт ПСБ Екатерина Крылова, будет вынуждена сократить добычу и может потерять часть экспорта. Основным направлением для российских поставок станет Азия, куда будут перенаправлены объемы, ранее шедшие в Европу, однако этот процесс потребует времени и значительных логистических усилий.
Обратите внимание: Россию обвинят во вмешательстве в выборы США, независимо от их результата..
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Логистика нефтяного рынка перестраивается из-за стремления Европы «наказать Россию».