Однако учитывая, что ни на Запад, ни на Восток наше устойчивое развитие не «продать», компании начинают переориентироваться на внутреннюю, актуальную повестку

Экспертный рейтинг устойчивого развития свидетельствует об интересе российских компаний к ESG-повестке. Но учитывая, что наше устойчивое развитие нельзя «продать» ни на Запад, ни на Восток, компании начинают переориентироваться на внутреннюю, текущую повестку дня

Однако учитывая, что ни на Запад, ни на Восток наше устойчивое развитие не «продать», компании начинают переориентироваться на внутреннюю, актуальную повестку

Четвертый рейтинг устойчивого развития российских компаний показал интерес к ESG-повестке. Однако в свете санкционного давления и защиты российского бизнеса от международных институтов компании все активнее развивают «суверенные», российские ESG. Если устойчивое развитие международного бизнеса ориентируется на экологию и углеродный след, то проблемы общества и развития регионов присутствия более актуальны для российских компаний.

«В условиях санкций путь ESG в России выглядит не очень оптимистично: нас не ждут на европейских рынках, мы надеемся выйти на азиатские рынки, которые в основном регулируются по европейским лекалам, и будем реализовывать ESG-проекты в национальной таксономии с максимальным приближением к международным стандартам», — рассказал «Эксперту» Василий Высоков, профессор, председатель правления банка «Центр-инвест», руководитель проектной группы ESG-банкинга Ассоциации банков России.

«В России в 2022 году повестка устойчивого развития приобрела новый смысл: изменился состав стейкхолдеров, да и сама она имеет определенную тенденцию трансформации: меняются акценты, переоцениваются старые критерии, на смену им приходят новые, разработанные на основе практики последних лет и с учетом сегодняшних приоритетов», — говорит Виктор Четвериков, управляющий директор проектной деятельности, руководитель Центра образовательных программ НП РТС.

Несмотря на «переориентацию» на национальные стандарты, многие компании в России осознают необходимость долгосрочного устойчивого развития, поскольку оно наполняет их деятельность не только экономической, но и социальной и экологической значимостью, делает их бизнес более гармоничным и стабильным, а в будущем открываются новые рынки и обеспечивают конкурентные преимущества – более низкие кредитные ставки, премиальные продажи и защиту от конкуренции. Кроме того, ESG постепенно становится формализованным каналом коммуникации: власть — бизнес, общество — бизнес, общество — бизнес и т д

«Идеология повестки предполагает взаимосвязь трех ее составляющих: экологической, экономической и социальной <...> «Повестка-2030» адресована не только правительствам, но предполагает активное участие гражданского общества и бизнеса», — сказал Владимир Кузнецов, Директор Информационного центра ООН в Москве.

И самое главное: ESG — это корпоративная мода (в положительном смысле). Компании, пытающиеся внедрить стандарты ESG на практике, добровольно берут на себя правила поведения, увеличивают затраты, но при этом становятся членами клуба «элиты», а значит, повышают свою репутацию, ценность в глазах государство, общество, потребители, конкуренты.

Журнал «Эксперт» представляет четвертый рейтинг устойчивого развития российских компаний.

1. Упрощение для финансов

Во многом ESG-повестка в России была обусловлена ​​локализованным международным бизнесом, который посредством своей трансформации задал корпоративные стандарты и практики для наших компаний. Сейчас многие международные компании либо покинули Россию, либо приостановили здесь свою деятельность. Но стремление стабильно развиваться не покинуло российский бизнес. В этом году, как и прежде, мы наблюдали большой интерес к участию в рейтинге.

В связи с уходом или прекращением деятельности в России мы исключили из расчетов традиционных участников, таких как «Тойота», «Мерседес», «Фольксваген Рус» и т д. В то же время все большее число российских компаний публикует отчеты об устойчивом развитии, даже когда все закрыты другие данные из публикации. Это дает возможность включать в рейтинг все больше отечественных компаний. Таким образом, дебютом данного рейтинга является ЭЛСИ, угольный конгломерат, объединивший «Эльгауголь» и «Сибантрацит». В рейтинге появились «дочки» АФК «Система» — Segezha Group, FESCO, Иркутская нефтяная компания, «Силовые машины».

В этом году возникли трудности при составлении рейтинга. Многие компании закрылись, перестали публиковать финансовую отчетность, и в результате нам пришлось отказаться от «финансово-экономической» составляющей. Этот компонент отражал развитие, а лучшим показателем развития является рост доходов. Отказ от расчета финансовой составляющей привел к достаточно сильным изменениям — например, к снижению позиций таких быстрорастущих компаний, как Сбербанк, ВТБ, Норильский никель».

Такое вынужденное упрощение рейтинга привлекло гигантов российского бизнеса — «Газпром», «Лукойл», «Роснефть». Бизнес этих компаний сформирован, он не растет на десятки процентов ежегодно. Но если не учитывать темпы роста, реально сложно развиваться более устойчиво, чем компании, включающие в свой баланс целые регионы. Кроме того, масштаб деятельности российских компаний подразумевает разносторонность поддержки. Средний бизнес может позволить себе только одно-два направления — например, благотворительность или ремонт объектов местного значения, но ресурсов на содержание социальной инфраструктуры уже не хватит. У крупного бизнеса больше ресурсов, а значит, и поддержка регионов шире.

Развитие социальной сферы промышленных городов является важнейшим фактором сохранения и приумножения промышленного потенциала России. Тяжелая промышленность чаще всего сосредоточена именно на отдельных промышленных территориях. Помимо стабильной работы и источника дохода, жилья и чистой природы, людям нужна система образования, здравоохранения, культурного досуга, домашней кухни и социального обеспечения.

Для многих городов и даже регионов Газпром, Лукойл, СУЭК или Роснефть являются не только основным работодателем, спонсором, собственником объектов социальной инфраструктуры (больниц, детских садов, спортивных сооружений, пансионатов, концертных залов), но и донатором центрального бюджета, заказчиком для малых и средних предприятий. В целом с этими компаниями связана экономическая значимость существования на бескрайних просторах России. Поэтому, развивая свои регионы присутствия и МСП в них, они неуклонно развиваются сами

2. Удел избранных

содержание городов и регионов – удел элиты. Таких компаний в России не более двух десятков. Большинство из них занимается добычей полезных ископаемых (нефти, газа, угля, цветных и драгоценных металлов), производством стали, удобрений. Тематические исследования деятельности многих из этих компаний представлены в этом специальном отчете.

Именно в поддержку регионов компании традиционно получают наивысший балл. При расчете данной составляющей мы учитываем строительство объектов инфраструктуры и социальных объектов, создание городской среды, поддержку благотворительных организаций и участие в организации культурно-массовых мероприятий, наличие партнерских программ с общественными организациями и муниципальными организациями, а также а также программы выполнения Целей устойчивого развития - 2030 (ЦУР-2030). Средний балл по этому компоненту – 64,1 против 67,5 балла в прошлом году.

В прошлом году действительно произошло некоторое снижение поддержки регионов со стороны российского бизнеса. В первую очередь это связано с окончанием пандемии. Вторая причина заключается в том, что кризис затронул многие экспортоориентированные горнодобывающие компании, и у многих изменились приоритеты. Сжатие российской экономики из-за санкций, разрушение традиционных экспортных цепочек, ограничения на импорт, крепкий рубль — все это стало сказываться на бюджетах компаний. Ну и третья причина – это рост налоговой нагрузки. Многие компании, увеличивая отчисления в федеральный бюджет, вынуждены экономить на региональных программах.

Лидерами этого подрейтинга являются Лукойл, Газпром, FESCO, НоваТЭК, Роснефть. Однако инициативу проявляют и компании, масштабы деятельности которых на порядок меньше. Показательным примером является компания ЭЛСИ. В 2020-2021 годах угольный конгломерат выделил на развитие регионов более двух миллиардов рублей. Среди основных направлений — благоустройство территорий, развитие добровольной инициативы, поддержка здравоохранения, культуры, спорта, коренных малочисленных народов и так далее. В этом году в Новосибирске компания профинансировала капитальный ремонт Ледового дворца, а в прошлом году в Мысках (Кузбасс) — спорткомплекса «Олимп». В 2022 году ЭЛСИ закупила оборудование для Нерюнгринской больницы в Якутии, а ранее специализированное оборудование и предметы быта для местной коррекционной школы-интерната.

3. Социалка тяжела

Третий год подряд социальная составляющая нашего рейтинга теряет средний балл. Для расчета этой составляющей используются такие показатели, как доля сотрудников, проработавших в компании более пяти лет, количество сотрудников, покинувших компанию, обучение персонала, наличие медицинской страховки, индексация заработной платы, инвестиции в профессиональную деятельность безопасность.

На фоне неопределенности в экономике компании продолжают «сушить» численность работников, снижать уровень индексации заработной платы (или отказываться от индексации вовсе). В этом году средний балл по социальной составляющей рейтинга составляет 55,1 балла против 57,1 балла и 60 баллов в 2021 и 2020 годах. Это означает, что идет медленная оптимизация фонда оплаты труда.

Но пока эта оптимизация не приводит к росту безработицы, которая сейчас находится на многолетнем минимуме в российской экономике: в октябре безработица, рассчитанная по методике Международной организации труда, составила 3,9%. Вопреки некоторым предыдущим прогнозам, число безработных и частично занятых сокращается.

Более того, рынок труда в целом сейчас является сдерживающим фактором для российской экономики. «Конечно, нас очень беспокоит рынок труда, потому что он сегодня фактически дефицитный, а это сдерживающий фактор для экономики», — заявил на днях глава Минэкономразвития Максим Решетников. Поэтому компании не распыляют своих сотрудников, многие участники рейтинга, наоборот, расширяют штат, повышают зарплату и придумывают методы долгосрочной мотивации сотрудников.

Лидерами социальной неполноценности являются ММК, ЕвроХим, Фосагро.

Обратите внимание: Развитие в 2021 году, российского парка танков.

Последний, например, ежегодно увеличивает ассигнования на благотворительные и социальные проекты. В конце 2021 года на эти цели было выделено 5,3 млрд рублей, а в 2022 году — 10,9 млрд рублей. Одним из важных направлений социальной политики компании является жилищная программа компании. Благодаря ей более 2500 семей химиков и горняков в Кировске, Апатитах, Череповце, Волхове и Балаково смогли улучшить свои жилищные условия.

Другой пример — ОМК. Компания регулярно запускает новые производства. Потребность объекта два года назад составляла 2500-3000 сотрудников по специальностям. Местный рынок труда в городе Выксе давно исчерпан. Благодаря программам автоматизации и повышения эффективности часть сотрудников была переведена в другие подразделения завода. Часть - в ближайших к Выксе городах. Но даже в то же время на заводе более тысячи вакансий. Сегодня, помимо квалифицированных рабочих, предприятие ОМК ищет инженеров и IT-специалистов. Для сотрудников дефицитных специальностей из других регионов построен новый дом, готовится строительство еще одного. Специалистам в области информационных технологий предлагается удаленная работа.

4. Развитие дома

Традиционно низким показателем, который «подогревает» рейтинги для многих компаний, является развитие экономики региона, то есть работа с малым и средним бизнесом. По данному показателю мы рассчитали долю закупок у малых и средних предприятий (МСБ) в общем объеме закупок предприятиями, а также учли поддержку региональных предприятий через различные программы. Отрадно, что в этом году мы наблюдаем рост среднего показателя «развитие региональной экономики». Крупный бизнес медленно, но верно становится мелким. За последние три года значение этого компонента является максимальным: 37,2 балла против 31,6 и 29,0 в 2021 и 2020 годах соответственно.

Среди лидеров подрейтинга можно выделить ЭЛСИ, СУЭК, Сибур. Интересный опыт развития экономики региона реализует ЕвроХим. Так, в Мурманской области совместно с властями реализован уникальный туристический проект «Ковдор – столица Гипербореи». За несколько лет так или иначе удалось вовлечь практически всех жителей моногорода Ковдор, построить узнаваемый бренд. Люди приезжают из многих уголков России, чтобы отпраздновать Гиперборейский Новый год. Реализация проекта преобразила и сам город: появился новый парк, достопримечательности, демонтируется аварийное жилье, строится новое. Все это стимулирует развитие малого и среднего бизнеса в регионе – транспорта, гостиниц, магазинов, ресторанов.

Еще один проект, поддержанный ЕвроХимом, — «Котельниково — земля героев» в Волгоградской области. Он был инициирован местными жителями и реализуется при участии местных властей и компании. Проект направлен на повышение культурной и туристической привлекательности Котельниково, где родился Степан Разин и где происходили важнейшие события Сталинградской битвы. Проект неоднократно становился победителем всероссийских конкурсов на лучшие социальные инициативы. Как отмечают авторы, развивая свой бренд, котельниковцы способствуют привлечению иностранных инвестиций, повышению экономического и туристического потенциала, созданию привлекательного имиджа территории.

5. «Зеленое» производство

Средний балл по экологическому компоненту – 32,9 балла. Этот показатель оказался меньше, чем в предыдущих рейтингах. Но нельзя сказать, что российский бизнес за три года стал менее экологичным. Основная причина снижения среднего кроется в улучшении качества публикации показателей устойчивого развития, что позволило скорректировать способ расчета этой составляющей.

При его расчете мы учитываем затраты на деятельность по развитию экологических программ, обращению с отходами, добровольных программ по экологии. В нашей методике мы начинаем только с подсчета показателей: объема выбросов и наличия среди этих выбросов вредных выбросов, выше или ниже нормы. Если он выше, то снизит оценку предприятия, если ниже, то повысит ее. Кроме того, мы учитывали такие факторы, как использование наилучших доступных технологий и наличие у компаний программ по сокращению выбросов и переработке отходов. То есть мы смотрим не на абсолютный показатель вредности бизнеса, а на его усилия по снижению выбросов и воздействия на окружающую среду. Мы считаем, что такой подход более правильный: мировая экономика не может жить без вредных производств - угля, стали, нефти, удобрений и ряда других товаров.

Поэтому рейтинг позволяет взглянуть на экологичность компании не по абсолютным показателям выбросов или образующихся отходов, а на основе использования лучших технологий в отрасли, минимизации загрязнения и воздействия на окружающую среду.

Наши расчеты показали, что в тройку самых экологически чистых компаний в прошлом году вошли НЛМК, Фосагро и ОМК.

Та же «Фосагро» сегодня является мировым лидером химической промышленности, при этом экология для компании — это не только вопрос отечественного производства, но и экологичность мирового сельского хозяйства — одна из целей устойчивого развития ООН. Основной продукт «Фосагро» — экологически чистое минеральное удобрение, не содержащее опасных для здоровья человека и почвы концентраций кадмия и других тяжелых металлов. Удобрение производится из уникальной по чистоте руды вулканического происхождения. Они не загрязняют почву. Удобрения компании, которых насчитывается более 50 торговых марок, используются в 100 странах мира на всех континентах.

Еще одно направление, продвигаемое компанией, — создание углеродных свалок и ферм, предназначенных для мониторинга парниковых газов. Для создания углеродной фермы вам предстоит пройти несколько этапов. На начальном этапе при создании углеродного полигона около череповецкого комплекса АО «Апатит» было высажено более 110 000 деревьев хвойных и лиственных пород. Вторая и третья части полигона появятся на территориях вологодских хозяйств «Русь» и «Племзавод «Майский», где будут высаживать кормовые культуры. Сочетание посадки деревьев и кормовых культур позволит улавливать углерод больше Расчетная мощность фермы составит 0,7 млн ​​тонн углекислого газа в год.

Еще один пример заботы об окружающей среде — ТМК, одна из немногих российских компаний, которая, в том числе, уделяет особое внимание сохранению водных ресурсов в регионах своего присутствия. Таким образом, в 2021 году общие расходы на охрану окружающей среды составили почти 3 млрд рублей, из которых почти 2,4 млрд были направлены на текущую деятельность.

За последние пятнадцать лет компания провела масштабное техническое перевооружение предприятий, установив самые современные комплексы очистки промышленных сточных вод. В частности, Первоуральский новотрубный завод (ПНТЗ, Свердловская область) и Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) продолжают реализацию многоэтапного проекта AQA. В ходе реализации проекта на объектах введены в эксплуатацию комплексы водоподготовки AQA Genesis (ПНТЗ) и AQA Кристалл (ЧТПЗ) - оба на технологическом уровне основаны на использовании лучших существующих решений, произведенных в России.

Каждый из установленных на предприятиях комплексов отвечает за очистку определенных сточных вод. Запущенный на ЧТПЗ в ноябре 2020 года завод AQA «Кристалл» снижает воздействие компании на экосистему близлежащего озера Шелюгино: перерабатывает кислые стоки травильного производства на трех линиях производительностью 20 кубометров воды в час каждая.

На следующем этапе ТМК планирует ввести в эксплуатацию инновационную систему очистки ливневых и сточных вод AQA Balance, строительство которой началось летом 2022 года. Основная задача комплекса, который займет площадь 3800 кв, заключается в минимизации попадания загрязненных вод не только от производства, но и от ливневых и талых вод, проходящих по территории к трубе, прокатывающей производство.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Однако учитывая, что ни на Запад, ни на Восток наше устойчивое развитие не «продать», компании начинают переориентироваться на внутреннюю, актуальную повестку.