Как снизить смертность и улучшить качество жизни за счет разработки и реализации программ на государственном уровне по профилактике, выявлению и минимизации факторов риска заболеваний
Участники панельной дискуссии по экономике здоровья, прошедшей в рамках 17-й международной конференции «Регионы России в фокусе перемен»*, обсудили влияние вредных привычек и их последствия для экономики. Факторы риска включают плохое питание, курение, злоупотребление алкоголем, отсутствие физической активности, высокое кровяное давление и уровень холестерина и сахара в крови, ожирение и стресс. Известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Кеннет Эрроу говорил, что среди множества критериев, влияющих на формирование здоровья населения, важны как медицинское обслуживание, так и множество факторов: доступ к здоровой пище, доход, образ жизни, информированность и так далее
Специально для этой площадки Аналитический центр «Эксперт» подготовил исследование «Экономика здоровья» с обзором международного опыта оценки влияния вредных привычек на экономику. Согласно собранным данным, доля расходов на преодоление последствий вредных привычек в ВВП развитых стран значительна. Таким образом, общие мировые потери, связанные с потреблением алкоголя, оцениваются в пределах от 0,6 до 2% мирового ВВП. На борьбу с последствиями курения и его профилактику прямо или косвенно расходуется 6-15% годового бюджета системы здравоохранения США. Международные исследователи оценили ежегодные «глобальные издержки» этих заболеваний в 470 миллиардов долларов.
В России общий экономический ущерб от основных хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет 2 типа, злокачественные новообразования) превысил 3 трлн рублей, что эквивалентно 3,9% валового внутреннего продукта страны. Наибольший экономический ущерб связан с артериальной гипертензией (1% ВВП), ожирением (0,7% ВВП), курением (0,49% ВВП). В то же время диетические факторы и малоподвижный образ жизни способствуют возникновению 60% случаев сахарного диабета 2 типа, 35% случаев рака молочной железы, прямой кишки и предстательной железы, 30% случаев заболеваний желчного пузыря, 25% случаев артрита, 20 %. - ишемическая болезнь сердца и инсульт.
На территориях, входящих в макрорегион Урал и Западная Сибирь, заболеваемость раком выше, чем в среднем по России. По предварительным оценкам, ежегодные расходы на профилактику составляют 4-6% от общих расходов бюджетов регионов Урала и Западной Сибири на профилактику и лечение заболеваний, вызванных вредными привычками.
Внедрение разумного регулирования, основанного на разработке системных решений по улучшению качества и продолжительности жизни населения за счет модификации факторов риска, поможет переломить ситуацию. Как реализовать стратегию снижения вреда?
1. Снижение риска — основная стратегия
«Рейтинг регионов: Здравоохранение», который ежегодно составляется Центром аналитики «Эксперт» (Санкт-Петербург), выделяет самую главную из проблем — отношение пациента к собственному здоровью. «Мы заметили взаимосвязь между показателями качества жизни в регионах и процентом курильщиков, людей с другими вредными привычками и низкой приверженностью к лечению. Условно то, что там, где курят, злоупотребляют алкоголем и жирной пищей, ситуация хуже, поясняет гендиректор
Аналитический центр "Эксперт" Кристина Муравьева. — Мы предположили, что существует связь между качеством жизни и другими показателями. Проанализированы важнейшие причины смертности населения. Выяснилось, что 62% составляют сердечно-сосудистые, онкологические и респираторные заболевания. К диалогу были приглашены врачи. Мы создали отдельные экспертные советы - кардиологии, онкологии, пульмонологии, обсудили с ними этот вопрос и выяснили, что есть два мнения о работе с больными и их переходе на другое качество жизни. Первый – это когда врач говорит: «Когда перестанешь пить, курить и плохо есть, приезжай, мы тебя вылечим». Второй – когда врач вместе с пациентом проходит всю историю выздоровления. Таких примеров гораздо меньше. Выяснилось, что в России нет инструментария, позволяющего врачам работать с разными системами модификации риска».
По ее словам, работа в фокус-группах показала, что пациенты не готовы, например, бросить курить, они чаще меняют врачей: «Всегда есть определенная доля людей, которые не планируют менять свой образ жизни. Это подтверждают зарубежные исследования. Работать с такими больными важно, потому что их поведенческие факторы можно скорректировать, но для этого потребуется специальная аргументация — на основе возможностей, а не запретов. Необходимо, чтобы врач и пациент говорили на одном языке».
— Правительство Российской Федерации провозгласило стратегической целью снижение смертности населения с помощью широкого комплекса мер. Запреты больше не работают. Необходимо изменить стратегию работы с пациентами и познакомить их с концепцией модификации риска. Считается, что улучшение двух показателей может изменить ситуацию. Показатели, зависящие от государства: оборудование, кадры, лекарственное обеспечение. И поиск новых подходов к улучшению качества жизни. То есть на государственном уровне фактически необходимо мотивировать производителей производить продукцию менее вредную, с уменьшенным воздействием на здоровье человека. И если бизнес достаточно мотивирован для этого, то же самое должен сделать и средний потребитель. Он должен понимать, что его болезнь обходится государству в приличную сумму, подчеркивает Кристина Муравьева. - Мы рассчитали возможные потери государства или его возможные выигрыши при различных сценариях, где можно сказать, например, что постепенное прекращение курения или переход на продукты с пониженным риском может сэкономить государственный бюджет. Курение — это фактор, который легче всего исправить, хотя кажется, что легче изменить культуру питания или культуру движения».
Исследование Центра аналитики «Эксперт» показало, что в большинстве случаев пациенты не обращаются к врачам. Во-первых, они не понимают систему маршрутизации. Во-вторых, они не знают о шкафах для отказа от курения, которые имеются в медицинских учреждениях. В-третьих, сами медицинские учреждения обрабатывают их по остаточному принципу. В-четвертых, у врача есть всего 12 минут на пациента, поэтому у него нет времени следить за тем, как себя чувствует пациент в процессе перехода на альтернативные продукты. Между тем, до 25% потребителей рассматривают бездымные технологии как шаг к отказу от обычных сигарет и продуктов с низким содержанием сахара как возможную угрозу для здоровья. - Чтобы поставить точку в этом решении, нужен системный подход, в том числе поддержка со стороны государства и системы здравоохранения. Необходимо внести изменения в методологию работы на законодательном уровне. Математические расчеты показали, что даже при самом пессимистичном сценарии в период до 2035 года переход курильщиков с обычных сигарет на бездымные технологии и изменение образа жизни на более здоровый сэкономит для государственного бюджета 3,7 трлн руб. — подчеркивает он. Кристина Муравьева.
По мнению профессора кафедры международной экономики и менеджмента факультета экономики и менеджмента Уральского федерального университета и Уральского государственного экономического университета Елены Калабиной, с точки зрения гуманитарных ценностей крепкое здоровье является несомненным преимуществом, позволяющим человеку полноценно функционировать во всех сферах жизни: «Есть такое понятие, как экономические блага — это товары или услуги, досуг, все то, что приносит человеку удовлетворение и дает определенную, в том числе финансовую, отдачу. В этом смысле здоровье также является экономически хорошим и стабильным капиталом. Мы рассматриваем все действия, которые человек предпринимает для улучшения своего здоровья, для его сохранения, как инвестиции. То есть здоровье является частью человеческого капитала конкретного человека и всей экономики в целом. Важной характеристикой здоровья является не только то, что оно ценно само по себе, но и то, что оно влияет на период накопления и отдачу от другого капитала — образования и опыта работы.
Обратите внимание: Мальдивы станут первой страной в мире, предлагающей программу лояльности путешественников!.
От вложений в здоровье зависит не только продолжительность жизни, но и поведение и положение работника на рынке труда, качество человеческого капитала и возможность экономического роста в стране в целом. Однако иногда создается впечатление, что россияне ведут себя иррационально в отношении своего здоровья, что существует устойчивая толерантность к риску последствий следования вредным привычкам. Не все это понимают. Необходимо обсудить и опубликовать тему здоровьесберегающего поведения».— На самом деле речь идет об экономике здравоохранения, а не о государственной политике в сфере здравоохранения. То есть речь идет о аддиктивном поведении людей, считает Сергей Рощин, заведующий лабораторией исследования рынка труда НИУ ВШЭ. - И когда мы предлагаем изменить поведение человека в возрасте 30-40 лет, в ряде случаев это выглядит тупиковым вариантом, бесполезным и дорогим. Необходимо установить определенные пределы, поскольку существует разная степень релевантности и биологического вклада, когда речь идет о рисках для здоровья. Мы склонны сосредотачиваться на крайних формах аддиктивного поведения.
2. Меры, направленные на стимулирование
Анна Концевая, заместитель директора по научно-аналитической работе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр лечебно-профилактической медицины» Минздрава России, акцентировала внимание на вкладе работодателей в здоровье сотрудников:
— Трудно переоценить важность укрепления здоровья на рабочем месте. С одной стороны, человек много времени проводит на работе, и его образ жизни во многом определяется рабочим процессом: сколько он двигается, что ест в течение дня и т д. С другой стороны, это очень практичная организационная модель, чтобы что-то изменить в коллективе, чтобы создать среду, способствующую здоровому образу жизни. Почему здоровье команды важно для работодателя? Существует ряд исследований, в которых говорится, что ущерб от отсутствия крепкого здоровья у работника для работодателя наступает не с момента серьезного заболевания, а гораздо раньше.
Поэтому усилия работодателя должны быть направлены на формирование здорового образа жизни не потому, что это можно написать в социальном отчете, а потому, что это может привести к значительному экономическому эффекту за счет повышения лояльности и продуктивности работников.
По ее мнению, компании могут, например, поощрять сотрудников к отказу от курения или сокращению потребления табачных изделий: «Курильщики обычно имеют в виду дополнительные перерывы в рабочем дне, снижение производительности, дополнительные дни временной нетрудоспособности и т д. Мы подсчитали, сколько они стоимость курильщиков для внутреннего работодателя. Получилась колоссальная сумма в 500 миллиардов рублей.
Необходимо изменить стратегию работы с пациентами и познакомить их с концепцией модификации риска. Улучшение двух показателей может изменить ситуацию. Показатели, зависящие от государства: оборудование, кадры, лекарственное обеспечение. И поиск новых подходов к улучшению качества жизни пациента, которое зависит как от него самого, так и от производителей
Ряд компаний в США и Европе не берут на работу курильщиков, определяя отказ от курения как одно из требований при приеме на работу, наряду со специальным образованием и уровнем квалификации. Мы не требуем ликвидации всех курильщиков, это невозможно. Однако мероприятия, направленные на стимулирование работников к изменению образа жизни и снижению рисков для здоровья, должны осуществляться работодателем. В этом его прямое финансовое преимущество».
Максим Руденко, заведующий отделением торакальной хирургии Свердловского областного онкологического диспансера, также рассказывает о минимизации факторов риска:
- Рак легкого занимает первое место в структуре всех форм рака.
Ежегодно в мире им заболевает около 1,6 млн человек, а умирает 1,4 млн человек. В структуре смертности от всех злокачественных новообразований рак легкого занимает более 18%. В России ежегодно диагностируется около 60 000 пациентов, а это значит, что каждые восемь минут один человек заболевает раком легких. Почти 80-90% этих больных являются курильщиками. После выявления заболевания в первый год более половины больных умирают. Для сравнения, примерно одинаковое количество людей умирает от рака молочной железы, рака толстой кишки, рака поджелудочной железы и рака предстательной железы вместе взятых. Почти треть мужчин, больных раком, умирают от рака легких. Общее экономическое бремя рака легкого, по данным на 2016 год, составило почти 15 млрд рублей, что соответствует 0,02% ВВП за тот же период. Сейчас эта цифра намного выше. Прямые медицинские затраты, включая затраты на амбулаторную диагностику, стационарное лечение, льготное лекарственное обеспечение, амбулаторное лечение, паллиативную помощь и диспансерное наблюдение, составляют около 7 млрд руб. Как с этим бороться? Гипотетически, если представить, что все жители России бросят курить, заболеваемость раком легких через 30 лет должна снизиться на 80%. Но это всего лишь мечты. Единственный способ снизить заболеваемость — снизить риск воздействия канцерогенов. Но надо понимать, что многие пациенты не готовы бросить курить. В этом случае использование концепции снижения вреда является вариантом как для пациента, так и для врача. Этот подход основан на научных данных. Однако необходим четкий алгоритм применения концепции, чтобы она ориентировалась именно на тех, кто не готов и не может бросить курить. Необходимо внедрить в медицинскую практику новые клинические рекомендации, которые будут учитывать профилактику и работу с факторами риска.
3. Альтернативная стратегия
- На сегодняшний день лучшей стратегией для курильщика является полный отказ от курения.
Но надо быть реалистами – не все готовы к таким резким переменам, отсутствие понимания и поддержки со стороны врача означает, что пациент просто не следует его указаниям. Задача врача – сделать все, чтобы продлить жизнь больного, обеспечить наилучшее качество этой жизни. И качество жизни при тотальном ограничении сильно страдает. Необходимы комплексные меры по профилактике вредных привычек и формированию приверженности к здоровому образу жизни с учетом современных технологий и научного подхода, считает Анна Исаева, врач-кардиолог, член Российского общества кардиологов. — Учитывая высокую распространенность табакокурения и практические трудности в достижении полного прекращения употребления табака, доступ к табачным изделиям с модифицированным риском для пациентов с табачной зависимостью может быть альтернативной стратегией. Поэтому модификация риска и индивидуальный подход оказываются наилучшим способом.
Участники дискуссии пришли к выводу, что государство должно обеспечить, чтобы регулирование продукции, в том числе содержащей никотин, было соразмерно ущербу. Это побуждает производителей вкладывать средства в исследования и разработку менее вредных продуктов. Компания должна перейти к созданию менее вредных альтернатив (меньше соли, сахара, жира, бездымные технологии). Кроме того, необходимо информировать потребителя о вреде для здоровья при курении классических сигарет или использовании альтернативной продукции, о способах прекращения курения, уменьшения вреда; создать среду, которая помогает бросить курить и поддерживает это желание.
— Врачи должны иметь в своем арсенале инструменты для работы с больным табачной зависимостью, это необходимо для дополнения действующих клинических рекомендаций. Также необходимо пересмотреть подходы к мотивации курильщиков к отказу от курения, разработать комплексный подход снижения вреда для тех, кто не намерен бросать курить. Концепция снижения вреда в этом аспекте призвана снизить вредное воздействие курения на организм за счет отсутствия горения табака и уменьшения образования вредных веществ, что может повлиять на снижение заболеваемости сердечно-сосудистыми, бронхолегочными и онкологическими заболеваниями, — резюмирует Анна Исаева. — необходимо разработать персональные рекомендации по отказу от курения в зависимости от возраста и гендерного статуса пациента, с учетом степени зависимости от табака и мотивации отказа от курения; внедрить принципы снижения вреда для тех, кто не намерен отказываться от табака, и создать для этого условия, в том числе возможность получения информации о научно доказанных менее вредных альтернативах традиционным сигаретам.
* Организаторы: кафедра экономики и управления УрФУ, Аналитический центр «Эксперт» и журнал «Эксперт-Урал».
Больше интересных статей здесь: Новости.