Главные достижения России в 2022 году: испытание на прочность и новые рекорды

2022 год оказался для России периодом серьезных испытаний, которые стали проверкой на устойчивость всех достижений последних десятилетий. Этот год показал, какие сферы оказались уязвимыми, а какие, напротив, укрепились и доказали свою жизнеспособность. В традиционном итоговом обзоре мы фокусируемся на позитивных результатах, вспоминая ключевые стройки, инновации, запуски производств и прорывные проекты в различных отраслях. Вперед, к новым свершениям!

1. Общая экономическая картина и инфраструктура

Несмотря на беспрецедентное внешнее давление, российская экономика продемонстрировала завидную устойчивость. Ожидаемое падение ВВП оценивается примерно в 2.5%, что сопоставимо с показателями пандемийного 2020 года. Инфляция по итогам года составила около 12%, что даже немного ниже уровня 2015 года. При этом рынок труда показал невероятную стабильность: уровень безработицы опустился ниже 4%, что является одним из лучших показателей за всю историю наблюдений. Санкции и уход ряда иностранных компаний были во многом компенсированы активным расширением производства и наймом персонала отечественными предприятиями.

2022 год был отмечен несколькими историческими рекордами. Прежде всего, в сельском хозяйстве: валовой сбор зерна превысил 150 миллионов тонн, что значительно превосходит рекорд РСФСР 1978 года (127 млн тонн). Это позволило России сохранить статус одного из ведущих мировых экспортеров зерна.

Жилищное строительство также показало впечатляющие результаты: введено в эксплуатацию около 94 миллионов квадратных метров жилья, что является рекордным показателем. Примечательно, что около 60% этого объема пришлось на индивидуальные жилые дома, что также стало максимальным значением.

Темпы дорожного строительства в 2022 году стали самыми высокими со времен Советского Союза: было уложено 165 миллионов квадратных метров дорог регионального и местного значения, а многие ключевые участки автомагистралей были сданы досрочно.

Среди наиболее значимых инфраструктурных проектов, стартовавших в этом году, можно выделить:

  • Начало строительства второго моста через Обь в районе Сургута.
  • Создание нового тракторного завода в Таганроге.
  • Запуск первой в России цифровой верфи на базе Онежского судостроительного завода.
  • Строительство крупнейшего в стране электрометаллургического комплекса в Нижегородской области.
  • Возведение гигафабрики по производству литий-ионных аккумуляторов в Калининградской области.
  • Реализация научного мегапроекта СКИФ (Сибирский кольцевой источник фотонов) под Новосибирском.
  • Строительство морского терминала для плавучих атомных энергоблоков на Чукотке.

Из уже реализованных проектов стоит отметить ввод в эксплуатацию самого большого в стране производственного цеха высотой около 100 метров. Он расположен в поселке Белокаменка Мурманской области и является частью уникального центра по строительству крупнотоннажных морских сооружений для проекта «Арктик СПГ-2».

В Кронштадте начал работу Центр морской робототехники ЦКБ «Рубин», где ведется сборка и испытания автономных необитаемых подводных аппаратов.

На реке Колыме в Магаданской области был запущен четвертый гидроагрегат Усть-Среднеканской ГЭС — крупнейшей ГЭС на Дальнем Востоке, что завершило один из самых длительных долгостроев в энергетике региона.

В Забайкальском крае построен крупнейший в России и первый в мире специализированный наземный зерновой терминал полного цикла.

В Московской области запущен энергоблок с самой мощной в мире российской когенерационной турбиной.

В Хабаровском крае открылся горно-обогатительный комбинат стоимостью 12 млрд рублей, создавший 700 новых рабочих мест.

На Омском НПЗ введен в строй новый комплекс глубокой переработки нефти стоимостью 160 млрд рублей.

В Нижегородской области открыт нефтеперерабатывающий комплекс стоимостью 100 млрд рублей.

В Твери запущен завод по производству компьютерной техники «Аквариус».

Введена в эксплуатацию крупнейшая в мире ветроэлектростанция за Полярным кругом — Кольская ВЭС в Мурманской области.

По приблизительным оценкам, за прошедший год в стране было построено около 300 крупных и технологически сложных производственных объектов, что соответствует средним показателям предыдущих лет. Полный список всех реализованных проектов доступен на нашем сайте.

Далее рассмотрим ключевые достижения в отдельных отраслях промышленности и технологий.

2. Автомобилестроение и наземный транспорт

Автомобильная промышленность, одна из наиболее пострадавших отраслей, тем не менее избежала полного коллапса благодаря своевременно принятым мерам. Во второй половине года на рынке начали активно появляться китайские бренды, занявшие ниши ушедших иностранных производителей. Это дало дополнительный импульс для развития отечественных проектов.

Полным ходом идет разработка электромобиля «Атом» при участии госкорпорации «Росатом». Пассажирский дивизион формирует КАМАЗ, который вскоре планирует представить свои новинки. Продолжает развиваться проект Aurus, в рамках которого недавно стартовало серийное производство внедорожника Komendant.

В сегменте грузового транспорта восстановление шло еще более динамично. Производство грузовиков нового поколения К4 и К5 на КамАЗе, несмотря на санкции, не прекращалось, хотя и сократилось. Однако уже с февраля 2023 года завод обещает наладить полномасштабный выпуск этой современной линейки без использования комплектующих из недружественных стран.

Среди новинок, представленных КамАЗом в 2022 году, стоит отметить:

  • Беспилотный тяжелый 50-тонный карьерный самосвал «Юпитер-30», предназначенный для работы по беспилотным логистическим коридорам.
  • Новый грузовик КамАЗ-54907.
  • Вездеход КамАЗ-6250.
Эти достижения особенно значимы на фоне сложной внешнеэкономической ситуации.

3. Судостроение и морские пути

Объем грузоперевозок по Северному морскому пути по итогам года составил около 34 миллионов тонн, что превысило плановые показатели, несмотря на уход западных заказчиков из арктического региона. На воду был спущен новый атомный ледокол «Якутия» проекта 22220, а ледокол «Урал» передан заказчику и приступил к работе.

Уникальная научная платформа «Северный полюс» отправилась в свою первую экспедицию, что стало долгожданным событием для полярников, получивших возможность работать в комфортных и безопасных условиях.

На Южный полюс отправилась очередная российская антарктическая экспедиция, которая, среди прочего, продолжит монтаж новейшего зимовочного комплекса на станции «Восток».

Среди кораблей, вошедших в состав флота, особо стоит выделить атомную подводную лодку специального назначения «Белгород», известную как первый носитель беспилотных подводных аппаратов «Посейдон», и стратегическую ракетную подводную лодку «Генералиссимус Суворов» проекта 955А «Борей-А».

4. Авиационная промышленность

Уход с рынка западных производителей гражданской авиации, как и в автомобильной отрасли, открыл окно возможностей для отечественных компаний. В Комсомольске-на-Амуре был собран последний Sukhoi Superjet-100 старой версии и начато производство обновленной модификации без иностранных комплектующих. Новый российский двигатель ПД-8 для «Суперджета» находится в высокой степени готовности и должен пройти сертификацию в следующем году.

Самолеты МС-21 теперь также будут выпускаться исключительно с российскими двигателями ПД-14. Пока массовое производство этих лайнеров не началось, было принято решение нарастить выпуск моделей Ту-214 и Ил-96.

Активизировалось развитие региональной авиации. В 2022 году совершил первый полет легкий многоцелевой самолет LMS-901 «Байкал», разрабатываемый как замена легендарному Ан-2. Ожидается, что сертификация модели с российскими двигателями завершится в течение следующего года.

Также состоялись испытательный полет модернизированного вертолета Ка-32А11ВС с новейшими двигателями ВК-2500ПС-02 и первый полет модернизированного истребителя пятого поколения Су-57.

Российские авиазаводы получили заказ на производство 1036 новых гражданских самолетов к 2030 году, что потребует значительного расширения производственных мощностей и привлечения новых кадров. Это означает, что иностранные производители потеряли российский рынок, вероятно, на очень долгий срок.

Отдельного упоминания заслуживает первый полет построенного с нуля модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М с новыми двигателями НК-32-2. Возрождение этого проекта потребовало колоссальных усилий, но теперь можно ожидать модернизации всего парка этих машин и появления новых экземпляров.

В апреле был проведен первый успешный испытательный пуск новейшей межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат», после чего начались работы по ее развертыванию. Также в Ракетных войсках стратегического назначения завершено перевооружение двух полков мобильными ракетными комплексами «Ярс», а еще один полк, оснащенный комплексом «Авангард» с гиперзвуковой планирующей боевой частью, заступил на боевое дежурство.

5. Космическая отрасль

Значительная часть запусков российских ракет ранее была связана с выводом на орбиту иностранных спутников. Санкции прервали это сотрудничество, что теоретически должно было привести к резкому сокращению числа пусков. Однако в 2022 году было осуществлено 22 запуска, что всего на три меньше, чем в предыдущем году. Примечательно, что последний пуск ракеты «Союз-2.1б» с космодрома Плесецк стал 98-м успешным запуском подряд.

Среди выведенных на орбиту спутников были как иностранные (алжирские и иранские), так и российские аппараты. Стоит отметить спутники «Меридиан-М», «Глонасс-К», три аппарата системы «Гонец» и, конечно, новейший «Скиф-Д», положивший начало формированию орбитальной группировки «Сфера». В будущем эта система, состоящая из сотен спутников, обеспечит России полный и независимый доступ ко всем видам спутниковых сервисов.

Первый российский морской разведывательный радиолокационный спутник «Пион-НКС», выведенный на орбиту в 2021 году, прошел необходимые испытания и принят на опытно-боевую службу. Также в этом году успешно проведен ряд испытаний мощного ракетного двигателя РД-171МВ, который создается для новой ракеты-носителя «Союз-5».

6. Итоги года и поздравления

Дорогие друзья! 2022 год, ставший историческим и переломным не только для нашей страны, но и для всего мира, подошел к концу. У каждого из вас есть своя личная история этого года, каждый сделал свой гражданский выбор. Судя по тем результатам и достижениям, которые наш проект фиксировал на протяжении всех двенадцати месяцев, большинство из вас сделали правильный выбор.

Кто-то защищал Родину с оружием в руках, кто-то самоотверженно трудился на производстве, кто-то добровольно помогал тем, кто оказался в трудной ситуации. В этом и проявляется настоящее единство — единство народа-труженика, народа-воина, народа-творца.

В 2022 году нашему проекту «Время вперед!» исполнилось десять лет. Мы старались идти в ногу со временем и вносить свой вклад в общее дело. Мы начали издавать газету «Время вперед!» для распространения в зонах боевых действий и за их пределами. Организовывали доставку гуманитарных грузов, проводили благотворительные концерты и акции, продолжали награждать героев и нести русское слово далеко за пределы России. В конце года проект «Время вперед!» впервые за десять лет был удостоен государственной награды.

Но главной нашей наградой остается ваше высокое доверие — доверие народа-труженика, народа-воина, народа-творца. Мы обещаем быть достойными этого доверия в новом десятилетии.

Желаем вам крепкого здоровья, успехов во всех добрых начинаниях и личного счастья. С Новым годом!

Источник

7. Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!

Подписывайтесь на наши группы:

ВКонтакте

Телеграм-канал

Одноклассники

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Уходящий 2022 год стал настоящим испытанием для страны и своего рода проверкой на прочность всего, что мы создавали несколько последних десятилетий.