Основатель Адвокатского бюро «Рустам Курмаев и партнеры», юрист Рустам Курмаев рассказал «Эксперту-онлайн» о текущем состоянии юридической практики, изменениях в отрасли за последние годы и создании собственной юридической фирмы.
Конференция Ассоциации корпоративных юристов «Юристы и бизнес: Ветер перемен. Как противостоять лидерам?». Рустам Курмаев – модератор сессии «Лидеры о жизни в условиях форс-мажора. Какая жизнь по ту сторону стеклянного потолка."- В прошлом году ваша юридическая фирма отметила свое пятилетие. Как вы оцениваете обратный путь, был ли он успешным?
- Если говорить об оценках со стороны экспертного сообщества, то главным итогом стало внесение всех наших основных практик в лучшую российскую оценку Право-300 (разрешение споров, уголовное право, банкротство). Мы заняли достойные позиции в новых для нас категориях (антимонопольное законодательство, право интеллектуальной собственности, недвижимость и строительство), а также пятое место по выручке среди всех юридических фирм, участвующих в оценке.
Это, безусловно, позволяет рассматривать наш пятилетний путь как восхождение к позиции одной из ведущих юридических фирм России.
Что касается моего личного мнения, то хотелось бы отметить, что если пять лет назад наши прямые конкуренты смотрели на нас скептически, то теперь они относятся к нам с уважительной серьезностью и идут навстречу в суде. Наше участие в деле часто приводит к заключению мирового соглашения между сторонами спора. Например, прошлый год был для нас характерен частой посреднической работой, которая началась сразу после того, как мы подключились к делу. Консультанты наших оппонентов правильно оценили качество экспертизы команды, в результате чего предоставили клиенту логичные рекомендации по дальнейшему ходу спора.
Таким образом, результатом этих пяти лет является то, что мы смогли продемонстрировать рынку высокий уровень юридического представительства и обслуживания клиентов. Нас стали ценить не только как фирму с криминальной специализацией, но и как сильную юридическую команду.
— Вы говорите, что завершение споров мировым соглашением — это один из показателей вашей эффективности. Но выгодно ли это вам с коммерческой точки зрения?
- Сложные споры с высокими претензиями приводят к большим убыткам проигравшей стороны, поэтому клиент часто принимает решение довериться внешним консультантам. Подобные споры чаще всего представляют собой не столько столкновение конфликтующих сторон, сколько урегулирование с привлечением экспертов к делу консультантов.
Для руководителя юридического отдела лучший суд — это в большинстве случаев безрезультатный судебный процесс. Помочь клиенту быстро разрешить спор гораздо ценнее, чем вести многолетний процесс, который может закончиться пирровой победой. Поэтому я никогда не буду зарабатывать деньги на том, что невыгодно моему доверителю. Для меня, во-первых, важны нормальные деловые и человеческие отношения. Только тогда, на мой взгляд, можно служить. Если есть доверительные отношения с клиентом, я знаю, что он меня порекомендует, а если у него самого возникнет сложная ситуация, то он снова обратится ко мне. Не все решается деньгами.
- Так вы работаете долгосрочно?
- Исключительно. В 2017 году, когда мы приняли решение покинуть международную юридическую фирму, я оказался перед выбором: сохранить позицию старшего партнера в международной юридической фирме и гарантированный доход, потеряв при этом значительное количество клиентов из-за усиления санкционного давления, или не предавать доверие клиентов, ведь многие из них имеют со мной долгосрочные партнерские отношения.
Наше видение перспектив развития российского рынка оказалось верным, и я ни разу не пожалел о решении, принятом пять лет назад. События 2022 года, когда все Ильфы ушли с российского рынка, еще раз убедили меня в правильности выбранного вектора.
- Если мы говорим о судах, то скажите, каких дел в вашей практике прибавилось за последний год?
- Судебный юрист в нашей стране должен постоянно адаптироваться.
Обратите внимание: Последние музыкальные новости: у Ava Max и Фогеля по новому релизному альбому.
Мы быстро реорганизуем нашу работу с учетом происходящих изменений. Простой пример — история мобилизации. Ну кто из рядовых, невоенных юристов за последние полвека сталкивался с мобилизацией и консультировал по мобилизационному законодательству?Было огромное количество обращений от клиентов и их сотрудников, связанных с мобилизацией, но в то же время сразу было понятно, что это временная история. В связи с беспрецедентными санкциями также стали активно развиваться направления корпоративного права, соблюдения санкций, M&A, которыми мы ранее занимались ограниченно.
Сейчас мы работаем по сделкам купли-продажи долей в уставных капиталах российских компаний: именно в такой форме иностранцы чаще всего продают свой бизнес. Проекты в автомобильной промышленности и IT. Кроме того, мы консультировали иностранцев по вопросам продажи активов отдельно (имущество, оборудование и так далее).
- Если говорить о молодых специалистах, как вы оцениваете тех, кто сейчас получает высшее юридическое образование и выходит на рынок труда? Насколько они готовы к реальной работе?
- Думаю, они точно не готовы, потому что наше образование не носит прикладного характера. После пяти лет обучения они могут говорить о предмете и методе гражданского права, но не могут написать ходатайство о познании дела или элементарное исковое заявление. Они не умеют применять свои знания на практике. Да, у них есть академическая база, но она нуждается в серьезном пересмотре. Стажеров мы, конечно, берем, но только лучших из лучших, потому что в нашей компании они не меняют бумаги, а в основном занимаются непосредственно юридической работой.
- Как долго вы формировали команду «Рустам Курмаев и партнеры»? Что для вас важнее всего в общении с коллегами?
- Я формировал команду, мне кажется, всю жизнь. Костяк команды сформировался в 2010-2011 годах. Люди, принявшие решение расстаться со мной из международной юридической компании в 2017 году, знают меня более 10 лет. И даже с теми коллегами, которые по тем или иным причинам покинули нашу компанию, у меня остались теплые личные и хорошие рабочие отношения. Подчинение подчинением, но в своей работе я всегда выстраиваю партнерские отношения не только с заказчиками, но и с коллегами. Мы здесь, чтобы вместе зарабатывать деньги, и именно партнерство создает совершенно другой уровень мотивации сотрудников.
- Какие личные достижения за последний год вы можете отметить, что для вас особенно важно?
- В этом году я впервые победил на соревнованиях по бездорожью на Ладоге в серьезной спортивной категории. Для меня это, пожалуй, знаковое событие. Я участвовал в этих гонках год за годом, но так и не добрался до вершины. Награда победителя теперь занимает почетное место в нашем конференц-зале вместе с законными рейтинговыми наградами.
Больше интересных статей здесь: Новости.