Реновация исторических центров городов: поиск баланса между сохранением наследия и экономической целесообразностью

На форуме «Сильные для новой эпохи» президенту России Владимиру Путину был представлен проект комплексной реновации исторических центров городов. Инициативу, предложенную председателем ВЭБ.РФ Игорем Шуваловым и девелопером Юрием Шередегой, поддержал глава государства, отметив, что проблема требует нестандартных решений, так как существующие подходы не являются оптимальными. Президент поручил проработать и апробировать представленную концепцию.

1. Дилемма городского развития: старое против нового

Реконструкция исторических ядер городов — одна из самых актуальных и сложных задач современного градостроительства. Российские муниципалитеты часто оказываются перед непростым выбором: вкладывать ресурсы в восстановление «старых» территорий с их наследием или осваивать новые, «зеленые» поля, где строительство ведется с нуля.

2. Аргументы в пользу исторических центров

Современная урбанистика единодушна: плотная, разнообразная и многофункциональная среда, характерная для исторических центров, создает более высокое качество жизни. Преимущества очевидны: насыщенность сервисами, транспортная доступность, пешеходный комфорт. Кроме того, историческая среда — мощный экономический драйвер. Она привлекает туристов, становится точкой притяжения для креативного класса и малого бизнеса, формирует уникальную городскую идентичность, которую невозможно воссоздать на новых территориях.

3. Логика сторонников нового строительства

Позиция противников масштабной реконструкции центров также имеет под собой веские основания, особенно в российских реалиях. Реставрация памятников культуры, приспособление старых зданий под современные нужды, работа в условиях сложившейся застройки — процессы крайне затратные и трудоемкие. Стоимость реставрации одного квадратного метра в историческом здании может в разы превышать стоимость строительства нового. Освоение же новых территорий предлагает понятные финансовые модели, отлаженные механизмы и свободу от множества технических и правовых ограничений.

4. Поиск работающих решений и компромиссов

Как же развязать этот узел противоречий? Часть решений уже внедряется на практике. В последние годы активизировалась разработка генеральных планов для многих городов России, таких как Дербент, Астрахань и города Дальнего Востока. Эти документы выходят за рамки чисто градостроительных задач и включают в себя долгосрочные экономические стратегии, нацеленные на развитие туризма и креативных индустрий, напрямую связанных с потенциалом исторических центров.

Обратите внимание: Что нового в Монголии?.

В планах предусматривается не только реставрация объектов наследия, но и создание новых точек притяжения — парков, музеев, пешеходных зон, а также механизмы финансирования этих преобразований.

5. Целевые проекты как точка входа

Не всегда для обновления центра нужны сразу глобальные проекты. Эффект могут принести и точечные, но правильные вмешательства. Например, развитие современной транспортной инфраструктуры — трамвайных линий или легкого метро — само по себе серьезно оживляет прилегающие территории, повышая стоимость недвижимости и улучшая транспортную доступность в масштабах всего города. В России уже стартовала масштабная программа обновления электротранспорта, первые крупные инвестиции (свыше 400 млн рублей) получил Нижний Новгород.

Другой успешный пример — Всероссийский конкурс «Малые и исторические города». Это относительно экономичный, но действенный механизм. Хотя изменения носят точечный характер (благоустройство скверов, набережных, общественных пространств), они укрепляют местную идентичность, повышают качество жизни и туристическую привлекательность. Также в некоторых регионах работают программы по передаче памятников в аренду за символическую плату («Рубль за метр»), мотивируя бизнес вкладываться в реставрацию.

6. Что нужно для масштабирования?

Для перехода от точечных улучшений к комплексной реновации необходима координация множества существующих инструментов: национальных проектов, государственных программ (например, «Развитие культуры и туризма»), инициатив институтов развития. Целесообразно создать своего рода «единое окно» — платформу, где бизнес и муниципалитеты могли бы получать комплексную поддержку: инвестиционные ресурсы, экспертные консультации и, что особенно важно, нормативно-правовое сопровождение проектов, связанных с объектами культурного наследия.

7. Опыт креативных индустрий

Важную роль могут сыграть новые городские экономические агенты, в частности, компании креативного сектора. Мировой опыт, например, болгарского Пловдива (культурная столица Европы-2019), показывает эффективность точечных программ. Там мэрия, благоустроив публичные пространства в историческом районе Капан, субсидировала первый год аренды помещений для креативных бизнесов, стимулируя их диалог с собственниками. Такие механизмы «запускают» экономику территории с относительно небольшими вложениями, создавая фундамент для дальнейшего, более масштабного обновления.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: На форуме «Сильные для нового времени» Президенту с подачи Председателя ВЭБ.