Какие климатические и экологические изменения произошли в российской Арктике за целый век Исследования, организованные «Роснефтью» и «Иннопрактикой» в Белом море, решают важнейшие задачи для страны и мира

Какие климатические и экологические изменения произошли в российской Арктике за столетие? Это предстоит выяснить участникам крупного экологического проекта компании «Роснефть» и негосударственного института развития «Иннопрактика». Два научно-исследовательских судна — «Профессор Зенкевич» и «Картеш» — уже вошли в Белое море, чтобы начать первый сезон полевых работ. Цель состоит в том, чтобы воспроизвести океанографическую съемку, проведенную в этом районе в 1920-х годах Константином Дерюгиным, одним из основоположников отечественной гидробиологии. Затем ученый подробно изучил холодные воды Белого моря и составил своего рода перепись его обитателей. Сейчас пробы зоопланктона и других организмов берутся в тех же точках и теми же методами, что и в прошлом веке. Такая точность и достоверность необходимы для обеспечения сопоставимости результатов.

Однако такое внимание к классическим произведениям Константина Дерюгина и Белому морю вовсе не объясняется ностальгией по прошлому. Исследователи ведущих профильных институтов страны, задействованные в проекте «Роснефти» и «Иннопрактики», имеют все возможности для совершения новых открытий и получения информации, необходимой для прогнозов на будущее.

"Дело в том, что в большинстве морей российской Арктики лед многолетний, а в Белом море - однолетний. А это принципиально разные структуры и экосистемы. Но сейчас из-за глобального потепления однолетних льдов в Арктике становится все больше.

Обратите внимание: Скандал с Российской бодибилдершей в аэропорту, хочу знать ваше мнение....

Следовательно, результаты исследований в Белом море становятся все более актуальными для всей российской Арктики и особенно для анализа климатических изменений, считает Александр Цетлин, научный руководитель «Роснефти» и проекта «Иннопрактики», директор Белого моря. Биологическая станция МГУ, доктор биологических наук Александр Цетлин.

совершать открытия и прогнозировать изменения позволит комплекс самых современных технологий и методов, которые есть в арсенале ученых. Например, в ходе исследований специалисты обследуют дно Белого моря с помощью подводных дронов и проведут молекулярно-генетический анализ обнаруженных существ. При этом будет использоваться единственный в мире секвенсор, расположенный за Полярным кругом. Это позволит получить новые данные о фауне морских экосистем Арктики и, возможно, обнаружить еще неизвестные науке виды.

Исследования, организованные «Роснефтью» и «Иннопрактикой» в Белом море, решают важнейшие для страны и планеты задачи сразу по трем направлениям: экономическому, научному и экологическому, — поясняет технический руководитель проекта, исполнительный директор Центра морских исследований в Москве. Государственный университет имени Николая Шабалина. - Арктика составляет четверть российского ВВП, пятую часть экспорта и 28 процентов территории. Нужны совместные усилия исследователей, бизнеса и государства, чтобы проследить процессы, которые здесь происходят. Мы надеемся, что этот проект станет кирпичиком в фундаменте долгосрочного устойчивого развития российской Арктики, — говорит Шабалин.

Расширенные исследования Белого моря продлятся три года. Для реализации масштабного проекта необходима эффективная система взаимодействия профильных специалистов таких научных центров, как биологический факультет МГУ, Центр океанологических исследований МГУ, Институт океанологии им. П.П наук, биологический факультет СПбГУ и Зоологический институт РАН. Базой проекта стала Беломорская биологическая станция МГУ, где уже реализуются другие проекты при поддержке «Роснефти»: например, тестируется микробный препарат для очистки воды в северных морях, есть также модернизированный компанией корпус проточных аквариумных систем.

Источник статьи: Какие климатические и экологические изменения произошли в российской Арктике за целый век.