Три ведущих университета Урала — Уральский федеральный университет, Южно-Уральский государственный университет и Курганский государственный университет — объединились для запуска инновационной сетевой магистерской программы «Управление научно-технологическими проектами». Эта инициатива, реализуемая в рамках Уральского межрегионального научно-образовательного центра (УМНОЦ), призвана закрыть острый кадровый дефицит в промышленности и подготовить специалистов нового типа, способных управлять сложными инновационными процессами.
Даниил Сандлер, первый проректор по экономике и стратегическому развитию УрФУ: «Объединение усилий дает колоссальный эффект, поэтому мы переходим от конкуренции к сотрудничеству с уральскими вузами».
О целях, уникальности программы и ожидаемых результатах рассказал первый проректор по экономике и стратегическому развитию УрФУ, кандидат экономических наук Даниил Сандлер.
1. Ответ на запрос промышленности
— Даниил Геннадьевич, вузы выпускают множество управленцев. Почему возникла необходимость в создании именно этой программы?
— Программа — это прямой ответ на запрос реального сектора экономики. Компании столкнулись с тем, что их развитию мешает нехватка квалифицированных менеджеров, способных вести научно-технологические проекты. Сегодня скорость разработки новой продукции высока, и часто ограничением становится не отсутствие идей или технологий, а именно дефицит людей, умеющих собрать и возглавить междисциплинарную команду. Такой руководитель должен обеспечить, чтобы программист, конструктор, технолог, экономист и механик понимали друг друга и работали на общий результат.
— Почему для решения этой задачи был выбран именно сетевой формат?
— Этот формат продиктован логикой сотрудничества внутри научно-образовательного центра. В рамках УМНОЦ создаются новые производственно-технологические цепочки, где разработка продукта может вестись в Челябинске, а внедрение — в Свердловской области, или наоборот. Сетевая программа изначально готовит специалистов к работе в такой распределенной среде. Выпускники будут готовы эффективно взаимодействовать с коллегами из разных регионов и профессиональных сфер, что является ключевым требованием современной экономики.
2. Синтез теории, практики и уникальных компетенций
— Как будет построен учебный процесс?
— Программа носит гибридный характер. Помимо преподавателей университетов, к чтению лекций и ведению семинаров будут привлекаться практики из компаний и научных институтов. Собрать такую сильную команду преподавателей-практиков непросто, но мы видим в этом огромную ценность для студентов.
— Существует множество современных методик управления проектами, например, Agile. Почему бы просто не внедрить их?
— Действительно, иногда кажется, что готовые решения из IT-сферы решат все проблемы. Однако на практике компании, особенно в традиционной промышленности, не могут одномоментно отказаться от устоявшихся подходов. Поэтому каждая отрасль вынуждена создавать свой гибрид классического проектного управления и agile-практик. Универсального рецепта нет. В рамках нашей программы мы как раз и будем искать такие оптимальные комбинации, приглашая в качестве спикеров действующих руководителей проектов УМНОЦ, которые делятся актуальным, «живым» опытом.
3. Аудитория и формат: среда для взаимообучения
— На кого рассчитана программа?
— Мы ожидаем смешанный состав: это будут как опытные сотрудники компаний, нуждающиеся в повышении квалификации, так и молодые выпускники бакалавриата. Между этими группами часто существует разрыв в восприятии: практики могут считать, что у молодежи нет глубоких отраслевых знаний, а молодежь, в свою очередь, является носителем цифровой культуры, которой не хватает опытным кадрам. Мы хотим создать не поле для конфликта, а площадку для взаимного обмена знаниями, навыками и лайфхаками. Обучение будет строиться не только по принципу «преподаватель — студент», но и внутри самой группы через проектную работу и коллективные задания.
— Как организовано обучение с учетом сетевого формата?
— Мы набираем студентов из трех регионов. Это не классическое дистанционное образование. Преподаватель ведет занятие из аудитории, а студенты могут подключиться к лекции из любого места. Мы используем специальное оборудование, которое стирает границы между очной и онлайн-аудиторией. Занятия запланированы на субботы, что позволяет совмещать учебу с работой.
4. Уникальные курсы и ключевые навыки
— Чем выпускник этой программы будет отличаться от обычного менеджера?
— Во-первых, это профессиональная управленческая компетентность, примененная к узкоспециализированным технологическим задачам. Во-вторых, это навыки командной работы и переговоров. Эпоха авторитарного стиля «приказал — сделал» уходит. Сегодня важно договариваться. Язык проектной деятельности, с его четкими периметрами (сроки, бюджет, этапы), как раз и помогает выработать этот навык. Мы фокусируемся не на «хайповых» трендах, а на фундаментальных лидерских и гибких (soft) навыках, востребованных в реальных проектах.
— Есть ли в программе особые, уникальные дисциплины?
— Безусловно. Например, курс «Патентный и наукометрический анализ». Он учит смотреть по сторонам: прежде чем начинать дорогостоящую разработку, нужно понять, что уже сделано конкурентами или партнерами. Этот курс ведет руководитель службы управления интеллектуальной собственностью УрФУ Дмитрий Шульгин.
Другой важный блок связан с информационными технологиями. Каждый современный специалист должен понимать циклы создания IT-систем. Этот практикоориентированный курс будет вести заведующий кафедрой бизнес-информатики УрФУ Александр Тарасьев.
И, конечно, без финансового блока не обойтись. Мы учим не только строить финансовые модели, но и гибко реагировать на изменения: сбой поставок, изменение программного обеспечения и другие вызовы, которые требуют корректировки планов без потери общей цели проекта.
5. От конкуренции к кооперации: сила сетевого взаимодействия
— Университеты традиционно конкурируют. Как работает модель сотрудничества?
— Мы подписали сетевое соглашение. Каждый год головной вуз, набирающий студентов (в этом году УрФУ, так как у нас больше бюджетных мест — 15), получает активную поддержку партнеров. Коллеги из ЮУрГУ подготовили отличные онлайн-курсы, а вместе с КГУ мы разработали дисциплину по IT в управлении проектами. Объединение усилий дает синергетический эффект, и в рамках УМНОЦ мы научились так работать.
— В чем уникальность курса по привлечению господдержки?
— Его ведет проректор ЮУрГУ Сергей Ваулин. Сегодня технологическое развитие активно поддерживается государством. Руководитель проекта должен уметь пользоваться этими механизмами, например, получать субсидии по Постановлению №218. В курсе дается практический разбор: как правильно оформить заявку, выиграть финансирование и избежать типичных ошибок при реализации. Это бесценный опыт, основанный на анализе нормативки и личной практике.
6. Уникальность и ожидаемый эффект
— Есть ли аналоги в других регионах?
— Отдельные элементы есть в разных бизнес-школах. Но сетевая магистерская программа, созданная по прямому заказу научно-образовательного центра для управления именно научно-технологическими проектами, — это уникальная для России практика. Повторить такой комплексный опыт, сочетающий особую аудиторию, сетевой формат и фокус на запросах УМНОЦ, очень сложно.
— Сколько специалистов вы планируете подготовить?
— В первый набор — 15 бюджетных и 10-15 контрактных мест. Мы сознательно ограничиваем группу 25-30 человеками для обеспечения индивидуального подхода и качественного взаимодействия. Через несколько лет планируем масштабироваться.
Мы ждем мультипликативного эффекта. Даже несколько выпускников, пришедших в компанию, могут изменить культуру управления проектами, становясь внутренними «послами» лучших практик. В сочетании с другими программами УМНОЦ это даст мощный импульс для развития уральской промышленности.
7. Мнение промышленности: практики ждут новых кадров
Николай Дудин, заместитель генерального конструктора НПО «Автоматизация»:
— Навыки, которые даст магистратура, для нас критически важны. Мы ведем сложные НИОКР и нуждаемся в менеджерах, владеющих современными методами сквозного управления жизненным циклом продукции. Большой плюс — возможность совмещения работы и учебы по субботам. Это позволяет специалистам сразу применять знания на практике. Мы также видим огромную ценность в сетевом формате, который объединит специалистов из разных областей, создаст среду для обмена опытом и формирования профессиональных связей. Для нашей компании, где многие руководители — выпускники вузов УМНОЦ, эта программа — возможность качественно повысить квалификацию кадров. Уже трое наших сотрудников подают документы в эту магистратуру.
Александр Разинкин, технический директор КУМЗ:
— Мы заинтересованы в повышении компетенций наших специалистов и направляем на обучение пять человек. Формат субботних занятий — это шаг университета навстречу производству. Нам также важно, что программа позволит нашим менеджерам установить профессиональные связи с коллегами из других отраслей, что ведет к взаимообогащению и расширению кругозора. Сотрудничество с УМНОЦ в образовательной сфере — новый и перспективный для нас уровень взаимодействия.