Эксперт-энергетик Евгений Гашо взвешивает достижения и угрозы устойчивому развитию российской столицы

Эксперт по энергетике Евгений Гашо взвешивает достижения и угрозы устойчивому развитию российской столицы

Эксперт-энергетик Евгений Гашо взвешивает достижения и угрозы устойчивому развитию российской столицы Профессор Национального исследовательского университета «МЭИ» Евгений Гашо

Неожиданным впечатлением прошлого лета в Москве стали соловьиные трели. Приятные птицы начинали пронзительно свистеть задолго до рассвета – спать с открытым окном было невозможно. «Пора тебе поработать над нервами», — пробормотала жена, переворачиваясь на другой бок. Ничего не оставалось, как тащиться на кухню и пытаться занять измученный бессонницей мозг поиском объективных подтверждений качества столичного воздуха.

Признанным поставщиком данных о качестве воздуха является швейцарская компания IQAir, производитель систем мониторинга и очистки воздуха. Компания также управляет информационной платформой AirVisual, которая собирает данные о качестве воздуха в режиме реального времени с более чем 30 000 станций мониторинга по всему миру. Ежегодно компания публикует рейтинги стран и городов мира по качеству воздуха.

Правда, предметом оценки является лишь один параметр уровня загрязнения воздуха, хотя он и важен – среднегодовое содержание мелкодисперсных частиц. Эти частицы размером менее 2,5 микрон (называемые PM2,5; для сравнения, толщина самого тонкого человеческого волоса составляет 40 микрон) являются наиболее опасными загрязнителями, поскольку при вдыхании человеком они проникают глубоко в легочную ткань и из него могут попасть в кровоток и вызвать серьезные проблемы с дыханием и сердцем. Источники PM2,5 включают выбросы транспортных средств, частицы из шин и дорожного покрытия, продукцию угольных и нефтяных электростанций, лесные пожары и песчаные бури.

В сентябре 2021 года Всемирная организация здравоохранения ужесточила свои рекомендации по борьбе с загрязнением воздуха, снизив допустимое количество PM2,5 с 10 до 5 микрограмм на кубический метр. В результате в последнем рейтинге IQAir за 2022 год только в 13 странах и территориях из 131 обследованной (особенно в Австралии, Новой Зеландии, Эстонии, Финляндии и Исландии) и в 768 из 7323 городов концентрации твердых частиц соответствовали рекомендациям ВОЗ. В самом конце рейтинга оказались страны третьего мира: Чад, Ирак, Пакистан, Бангладеш, Буркина-Фасо и Индия – со средним уровнем загрязнения выше 50 мкг/м3 м. Неожиданно оказались богатые монархии Персидского залива, особенно Бахрейн и Кувейт имеют такой же сверхвысокий уровень концентрации микроскопического мусора. Немного лучше ситуация в Катаре, ОАЭ и Саудовской Аравии. Но Китай, долгое время являвшийся лидером по загрязнению воздуха, продолжает демонстрировать улучшение качества. Почти две трети из 524 китайских городов, в которых ведется мониторинг, снизят уровень PM2,5 к 2022 году. И тем не менее, Китай со средним показателем по стране 30,6 микрон/куб м по-прежнему занимает высокое 25-е место в рейтинге стран в порядке убывания уровня загрязнения.

Россия находится в середине, даже ближе к «чистому» концу — 86-е место (из 131) по уровню загрязнения с показателем 11,2 микрограмм PM2,5 на кубический метр в 2022 году, чуть лучше Франции (11,5), немного хуже, чем в Нидерландах и Германии (обе по 11,0). Из крупных промышленно развитых стран ситуация с качеством воздуха в Турции (21,1 мкг/куб.км) и Южной Корее (18,3) существенно хуже, чем в России, но лучше в Японии (9,1), США и Великобритании (по 8,9).

Какова ситуация с качеством воздуха в городах?

По итогам 2022 года Москва заняла 2700 место из 7323 обследованных городов по концентрации мелкодисперсных частиц с показателем 10,8 мкг/куб.м. Среди столиц Москва оказалась на 81 месте по загрязненности, или 36 снизу, то есть когда дело касается качества воздуха. Если сравнивать столицу с крупными мегаполисами с сопоставимой численностью населения, то воздух в Москве значительно чище, чем в Сеуле (18,3), Мехико (22,1) или Пекине (29,8), не говоря уже о Нью-Дели (89, 1). В Европе у Парижа (12,7), Берлина и Рима (по 12,6) показатели хуже, чем у Москвы, Нью-Йорка (9,9), Лондона (9,6), Мадрида (9,5) и Токио (9,2).

Тревожным фактом является то, что, по данным мониторинга IQAir, качество воздуха в Москве в последние годы ухудшилось: в 2017 году концентрация мелкодисперсных частиц в столичном воздухе составляла всего 8,4 мкг/куб.м.

Что ж, еще раз подчеркнем, что IQAir ежедневно мониторит воздух, вычисляет среднемесячные данные для городов и стран, оснащенных системами мониторинга, и ранжирует свои «отделы» по среднегодовым данным. Колебания уровня загрязнения в течение года могут быть значительными, особенно в городах с холодным климатом, где зимой отопление осуществляется за счет угля. Среди городов России в этом смысле печальную репутацию имеет наш самый восточный город-миллионник — Красноярск. По итогам прошлого года столица Восточной Сибири заняла 87-е место среди городов мира с самым грязным воздухом (51,7 мкг/куб.км). А вот по текущему значению концентрации PM2,5 на момент написания этих строк (вечер 4 октября) Красноярск уже был в первой десятке (108 мкг/куб.км). В Москве дул сильный ветер, который, можно предположить, разогнал всю пыль и освежил атмосферу (9,4 мкг/куб.км).

Так все ли в порядке с московским воздухом? Решив перепроверить швейцарские расчеты, мы обратились к отечественным специалистам. Но не экологам, а энергетикам, которые по своим обязанностям отвечают за состояние гигантской теплоэнергетической инфраструктуры столицы, от стабильности и эффективности работы которой зависит комфорт и здоровье каждого москвича. Наш собеседник — Евгений Гашо, профессор Московского энергетического института, академик-секретарь энергетического отделения Российской инженерной академии, возглавлявший Комиссию Общественной палаты Москвы по экологии, энергетике и устойчивому развитию до ее упразднения в 2019 году.

— Евгений Геннадьевич, как вы оцениваете экологическую ситуацию в столице?

- Всегда есть к чему стремиться, но невозможно не заметить прогресс в экологическом состоянии города за последние десять лет. Качество воздуха, воды, почвы, утилизация твердых бытовых отходов – все эти составляющие экологического благополучия столицы существенно улучшились.

Сработали целенаправленные меры властей в Москве, такие как «война» с личным транспортом, «обывательскими бричками», как красиво выразился известный транспортник Михаил Блинкин (повышение стоимости парковок, поощрение авто- шаринг и кик-шеринг), колоссальное развитие электротранспорта (электробусы, метро, ​​МЦК, МЦД) и инфраструктуры наземного транспорта, что существенно снижает пробки. Были также важные федеральные решения, направленные на улучшение экологических показателей главного загрязнителя городов - транспорта, принятые в первую очередь пятнадцать лет назад и с трудностями и взлетами и падениями, но тем не менее реализовавшие программу введения последовательно ужесточающегося технического регламента на существующие транспортные средства и топливо, которое они используют. Наконец, продолжающаяся деиндустриализация города также оказала положительное влияние.

Из крупных предприятий тяжелой промышленности столицы продолжает работать только Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне. Но его поместили в настолько строгие экологические рамки, что он уже давно перестал быть значительным загрязнителем. Охранники по ночам часто видят на территории зайцев и лисиц, а в заводском пруду уже давно живут лебеди.

— Каковы объективные показатели качества воздуха в Москве по сравнению с крупными зарубежными городами?

— Москва в целом выглядит прилично. Например, по угарному газу среднегодовая концентрация в Москве в 2021 году 345 микрограмм на кубический метр ниже, чем в Токио (349) и Стокгольме (387). По диоксиду азота в том же году в Москве средняя концентрация составляла 39 микрограмм на кубический метр, что лучше, чем в «грязном» Гонконге (41), но значительно хуже, чем в Нью-Йорке (29,6) и особенно в Лондоне (20).) 3). По концентрации диоксида серы (2,6 микрограмма на кубический метр) мы были примерно на одном уровне с Токио (2,7), но значительно хуже Нью-Йорка и Стокгольма (оба по 0,4). Уровни мелких частиц PM2,5 в Москве сопоставимы с уровнями, наблюдаемыми в Берлине, Париже и Гонконге, но значительно выше, чем в Нью-Йорке.

В то же время результаты собственного мониторинга качества воздуха в Москве не подтверждают вывод Швейцарии о повышении концентрации мелких взвешенных частиц в Москве. В последнем столичном докладе о состоянии окружающей среды Москвы в 2022 году приводятся данные, показывающие, что концентрация PM2,5 в жилых массивах с 2013 по 2022 год снизилась в полтора раза, с 19 до 13 микрограмм на кубический метр, а вблизи автомагистралей - вдвое, с 31 до 15. Но достигнутый уровень тоже высок - он в несколько раз превышает рекомендованный ВОЗ потолок (5 микрограммов на кубический метр). Не стоит успокаивать себя тем, что официальная российская предельно допустимая концентрация PM2,5 в воздухе (25 микрограмм на кубический метр) в пять раз превышает данные ВОЗ.

— Субъективно говоря, в городе, особенно в засушливые дни весной и летом, может быть очень пыльно. Почему?

— Два основных источника — это объекты и дороги. В городе просто много машин. Кстати, те же электробусы оказались совершенно безвредными с точки зрения пыли. Они тяжелее обычных автобусов из-за аккумуляторов и в них используются те же шины, которые изнашиваются – и изнашиваются в дороге – более интенсивно.

Обратите внимание: Скандал с Российской бодибилдершей в аэропорту, хочу знать ваше мнение....

Оказывается, соскребание шин оставляет в воздухе больше мелких частиц, чем известные дизельные пары.

В Москве было налажено электро-, тепло- и газоснабжение, инфраструктура жизнеобеспечения столицы стабилизировалась, образовались резервы, а вместе с ними и чувство самоуспокоенности

1. Обнуление «зеленого» департамента и проделки девелоперов

— Что происходит с зелеными насаждениями в Москве? Достаточно ли их для нормального благополучия жителей мегаполиса?

— В Москве в конце прошлого года было зарегистрировано 145 особо охраняемых природных территорий общей площадью 19,7 тыс га, на которых запрещено любое капитальное строительство. Это почти 20 процентов площади города, включая национальный парк Элк-Айленд, который является федеральной территорией. Усилиями Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы площадь таких зон ежегодно увеличивалась на пять-шесть «Зарядья» (ландшафтный парк «Зарядье» имеет площадь 10,2 га – «Эксперт»).

Кроме того, стараниями ведомства был создан «Реестр зеленых насаждений города Москвы», где было учтено и описано буквально каждое дерево. Вы, наверное, заметили, что на информационных стендах на объектах строительства новостроек в Москве указано, сколько деревьев и кустарников будет вырублено во время строительства, сколько сохранено и сколько пересажено, а также установлены площади газонов и клумб.

К сожалению, последним постановлением Правительства Москвы № 1786 от 27 сентября 2023 года полномочия Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды существенно сокращены, и Антон Кульбачевский, возглавлявший это одно из самых профессиональных ведомств города столичное правительство в течение тринадцати лет было отправлено в отставку.

Полномочия по использованию и содержанию особо охраняемых природных территорий переданы управлениям культуры и жилищно-коммунального хозяйства и частично префектурам, а функции по изменению границ и статуса особо охраняемых природных территорий добавлены к городскому комитету по архитектуре и градостроительству. Обеспечением озеленения отныне будет заниматься Департамент капитального ремонта города Москвы. Департамент окружающей среды сохраняет за собой лишь чисто гуманитарные функции по управлению центрами экологического образования.

— Как вы думаете, каковы будут последствия этого решения?

— Фактически речь идет об уничтожении единого экологического штаба в исполнительной власти города, который проводил целенаправленную политику устойчивого развития Москвы. Поймите, экология – это не листья, не насекомые и не только Красная книга. Это системная работа по улучшению условий жизни людей.

С уничтожением ведомства Кульбачевского шансов устоять перед аппетитом столичных застройщиков объективно станет гораздо меньше. Ряд потенциальных девелоперов не только строят безликие коробки, которые, по меткому выражению журналиста «Эксперт» Алексея Щукина, «отмененную архитектуру», но и прибегают к ряду уловок для удешевления своих проектов, крайне рискованных по своим последствиям.

- Например?

«Сейчас застройщики наступают на то, чтобы при подключении объектов к электрическим сетям не учитывать в электрических нагрузках кондиционеры, которые будут устанавливать будущие жильцы. Учет этого фактора значительно увеличивает присоединенную мощность зданий, и соответственно увеличивается плата за присоединение к сетям. Банальное желание сэкономить создает угрозу энергетической безопасности города.

Еще одна хитрость – строительство зданий с классом теплозащиты ниже заявленного. С наступлением холодов жители домов, построенных с нарушением СНиПов, будут вынуждены согреваться, подключая бытовые обогреватели или работая кондиционеры для обогрева воздуха. Но для производства одного киловатта электроэнергии потребуется загрузить электростанцию ​​в два-три раза больше, чем для производства одного киловатта тепла. В результате нас ждет гигантский скачок потребления электроэнергии, что грозит каскадными авариями в энергосистеме города.

2. Блэкауты, ау!

— Неужели в энергосистеме столицы не хватает резервов?

«Мы уже достигли точки опасного истощения резервов». После отключения электроэнергии на подстанции «Чагино» в мае 2005 года, суровой зимы 2006 года, аномальной жары 2010 года и ледяного дождя зимой 2011 года комплекс мер по строительству и модернизации производственных и сетевых мощностей с одной стороны и уникальная программа энергосбережения в Москве с другой стороны привела к невероятным результатам в 2017-2018 годах. Был наведен порядок в снабжении Москвы электроэнергией, теплом и газом, инфраструктура жизнеобеспечения столицы стабилизировалась, образовались резервы, а вместе с ними и чувство самоуспокоенности. За последние десять лет в Москве построено и подключено к сетям жизнеобеспечения около 70-80 миллионов квадратных метров жилой и коммерческой недвижимости. Это больше, чем два Воронежа! В то же время потребление энергии и топлива в жилых домах росло гораздо более скромными темпами.

Но сейчас мы вышли на плато, резервов электроэнергии ни в источниках, ни в сетях практически нет. Ситуация с запасами топлива вызывает тревогу; с этим есть проблемы, особенно с небольшими источниками генерации.

Закрытие крупного угольного энергоблока мощностью 250 мегаватт на ТЭЦ-22 в Дзержинском, недалеко от МКАД, было расценено как крупная экологическая победа, но оно лишило город возможности работать на резервном топливе. Весь спектр проблем еще предстоит осознать. Об этом шепотом упоминают в разных конторах, но систематически этим никто не занимается.

— В июне 2005 года, после отключения электроэнергии Чагина, тогдашний руководитель Центрального диспетчерского управления ЕЭС России Александр Бондаренко заявил в интервью «Эксперту»: «Энергетика движется шагами — от аварии к аварии»…

— Мне бы не хотелось, чтобы эта эвристическая мудрость вновь подтвердилась на практике. Хотя риск крупных аварий из-за инерционного развития строительного комплекса, повторяю, возрастает. В частности, большое беспокойство вызывает отсутствие стратегического видения в отношении новой Москвы. Никто толком не говорит, какой тип и объемы там предполагается застройки, а без этого невозможно понять, какая энергетическая инфраструктура потребуется административным районам Троицкий и Новомосковский. Сейчас там идет большая стройка, деревья уничтожают, но это лесозащитный пояс Москвы. Кто защитит его?

В декабре прошлого года энергетики города провели в МЭИ круглый стол по проблемам энергетической безопасности Москвы, по итогам которого сформулировали и представили мэру Москвы план действий, а также призвали начать ускоренное разработка энергетической стратегии Московской агломерации и энергетического хаба Москвы будущего. Пока что наш ответ был бюрократическим ответом одного из ведомств.

- Что вы вообще предлагаете?

— Во-первых, нам нужен обзор всего — состояния системы в целом, оборудования, трубопроводов, турбин, подстанций, насосов. Крупная генерация электроэнергии в городе подтверждает наши общие опасения по поводу износа оборудования и использования ресурсов в самом ближайшем будущем. Нам необходимо единое видение всей тревожной картины с разных сторон, поскольку система в настоящее время контролируется рядом участников со своими корпоративными интересами и полностью частными интересами. Отдельная проблема – импортозамещение «горячего» оборудования, систем управления и АСУ ТП.

Следующий шаг – выстроить иерархию проблем: что является приоритетом – построить новое поколение в городе или в регионе? Большие источники или маленькие и маневренные? Как заменить оборудование, выработавшее рабочий ресурс? Как покрыть растущие зимние и летние пики нагрузки? Нужно ли создавать централизованные системы охлаждения выращивающих комплексов по примеру ряда европейских и азиатских мегаполисов?

Многие нормативные документы сильно устарели; их срочно необходимо модернизировать с учетом существующей ситуации. Для борьбы со взломом застройщиков нужны свежие градостроительные документы, связывающие массу объектов застройки и особенности инфраструктуры, а также четкое прогнозирование баланса.

Ну а кадры - это уже стало абсолютно реальной проблемой. Мы просто каждый день слышим со всех сторон: Дайте нам новых специалистов, подготовленных к свежим, актуальным задачам... В принципе, их можно быстро обучить решению этих новых задач, но только в тесном сотрудничестве с работодателями, при четкой координации города. - мы готовы.

Летом город принял комплексный план адаптации к климату, достаточно взвешенный и разнообразный, но, похоже, ситуация потребует от нас более серьезных мер и действий.

Москва – один из самых холодных городов на планете. В российской столице с населением более 12 миллионов человек период потепления составляет 4,5 тысячи градусов в год (GDOP). Для сравнения: крупные канадские города - Монреаль (1 миллион 650 тысяч жителей, Оттава (880 тысяч), Эдмонтон (812 тысяч), Ванкувер (605 тысяч) - имеют 4,0 тысяч GSOP, Хельсинки (605 тысяч) жителей) - 4,3 тысячи GSOP.

Суммарная мощность системы теплоснабжения Москвы - около 60 ГВт - такова, что она способна отапливать зимой все столицы скандинавских стран и десять крупнейших городов Канады, а резерв для отопления Варшавы или Вены еще останется.

Потребности Москвы в тепловой энергии в зависимости от суровости зимы составляют 95–105 млн Гкал в год. Потребность в электрической энергии и тепле удовлетворяют 13 теплоэлектростанций, 66 блочных и районных тепловых станций, около 1000 городских и ведомственных котельных.

Потребление электроэнергии в городе и области выросло до 115 млрд кВтч и теперь все больше покрывается за счет внешних источников.

Высокая изменчивость погодных условий приводит к существенному изменению графиков тепловых и электрических нагрузок: в течение года разброс электрических нагрузок составляет два-три раза, а тепловых – в восемь-девять раз. Прохождение пиков электроэнергии обеспечивает Загорская ГАЭС.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Эксперт-энергетик Евгений Гашо взвешивает достижения и угрозы устойчивому развитию российской столицы.