Депутаты предлагают отменить обязательный ЕГЭ, но эксперты предупреждают о рисках для системы образования

В марте группа депутатов от ЛДПР представила в Госдуму законопроект, который предлагает отменить обязательную сдачу единого государственного экзамена (ЕГЭ) для всех выпускников. Согласно инициативе, школьники должны получить право выбора: сдавать ЕГЭ или традиционные выпускные экзамены. Авторы законопроекта ссылаются на широкое общественное недовольство существующей системой.

1. Аргументы авторов инициативы

Ярослав Нилов, председатель думского комитета по труду и социальной политике, заявил, что ЕГЭ не пользуется популярностью у населения. По его словам, экзамен ложится финансовым бременем на семьи, а также является несовершенным инструментом оценки знаний, не учитывающим индивидуальные особенности, состояние здоровья или инвалидность учеников. Депутаты надеются исправить ситуацию, которая, по их мнению, заставляет детей страдать.

В качестве одного из ключевых аргументов в пояснительной записке к закону приводятся данные о резком росте потребления успокоительных средств в период сдачи ЕГЭ. В 2023 году расходы россиян на седативные препараты растительного происхождения и глицин достигли 471,9 млн рублей. Было продано 5,4 млн упаковок таких средств. Среднесуточное потребление глицина выросло с 55,2 тыс. до 61,2 тыс. упаковок, что означает увеличение почти на 12%. Также в документе упоминается трагический случай самоубийства подростка, связанный со сдачей ЕГЭ.

2. Планы и общественное мнение

Если закон будет принят, он вступит в силу с 1 января 2025 года. Это означает, что уже весной 2025 года выпускники смогут отказаться от ЕГЭ. Однако Ярослав Нилов уточнил, что для поступления в вузы в том же году экзамен всё равно потребуется сдавать. Опрос, проведённый SuperJob в конце февраля — начале марта, показал, что 63% респондентов поддерживают отмену ЕГЭ. При этом возникает закономерный вопрос: как тогда поступать в вузы на бюджетные места без единого для всех экзамена?

3. Критика законопроекта: мнение эксперта

Главный недостаток инициативы, по мнению методиста и директора Института независимого образования Антона Чубукова, — отсутствие чёткого механизма её реализации. В интервью «Свободной прессе» он выразил серьёзные опасения.

«СП»: Не приведёт ли отмена обязательного ЕГЭ к хаосу, ведь вся система поступления уже построена вокруг него?

— Именно это меня больше всего беспокоит, — ответил Чубуков. — Сегодня система отлажена, тысячи людей занимаются её организацией. Создание параллельной системы с традиционными экзаменами потребует формирования школьных экзаменационных комиссий, разработки билетов. Пока нет детального плана, как это будет работать, есть риск только ухудшить ситуацию.

Эксперт согласен, что для детей, не планирующих поступать в конкурентные вузы, отказ от ЕГЭ может быть оправдан. Но что делать выпускнику, который передумает и захочет получить высшее образование? Без результатов ЕГЭ его шансы на бюджетное место будут неясны.

4. Риски для единства образовательного пространства

«СП»: Какие ещё негативные последствия возможны?

— Очень серьёзный риск — разрушение единого образовательного пространства, — считает Чубуков. — Одной из задач ЕГЭ и ОГЭ (экзамена для 9-х классов) является приведение знаний учеников из разных школ и регионов к общему знаменателю. Если отказаться от единого стандарта оценки, регионы начнут учить по-разному, и уровень подготовки выпускников может сильно различаться. Если же мы сохраняем единые образовательные стандарты, то зачем нужна альтернативная система экзаменов? Учителя будут готовить детей к тем же вопросам, просто в другой форме.

Обратите внимание: Показ фильма Джеймс Бонд: "Не время умирать" отложено до апреля 2021 года.

5. Проблемы приёмных комиссий и стресс

«СП»: Как вузам сравнивать абитуриентов, если у одного оценка «97» по ЕГЭ, а у другого — школьная «пятёрка»?

— Это главная загадка, — отмечает эксперт. — Отмена обязательного ЕГЭ реальна пока только для тех, кто не идёт в вуз. Если же заставить университеты принимать абитуриентов без стандартизированных результатов, это откроет ящик Пандоры с вопросами субъективности и даже коррупции.

Отвечая на тезис авторов закона о стрессе от ЕГЭ, Чубуков отметил, что традиционные устные экзамены часто вызывают ещё большее волнение. Причина — в субъективности оценки экзаменационной комиссии, страхе перед дополнительными вопросами и неясных критериях. По его мнению, негативное отношение к ЕГЭ часто связано не с его формой, а с принципиальным неприятием любого экзамена. Задача общества — не отменять испытания, а менять отношение к ним, чтобы неудача не воспринималась как трагедия.

Эксперт напомнил, что путь к образованию не заканчивается со школой. Есть возможности получить профессию, проявить себя на производстве и затем по направлению предприятия поступить в вуз. Также сохраняются льготы для отслуживших в армии. Плохой результат на экзамене — не приговор, а лишь один из этапов жизненного пути.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Депутат Нилов: «Во время выпускных экзаменов потребление успокаивающих лекарств в стране возрастает на 12%».