Почему китайская оппозиция не способна поссорить Пекин с Москвой

Китай рассматривается Соединенными Штатами как один из наиболее серьезных стратегических соперников. В связи с этим администрация США заинтересована в усилении своего влияния внутри Китая. Классическим и проверенным методом для этого является создание на территории страны прозападных политических сил, так называемой «пятой колонны», которая продвигала бы идеи демократизации общества по американскому образцу. Однако, как отмечает востоковед, доктор исторических наук Алексей Мазуров, руководство КНР во главе с Си Цзиньпином не намерено допускать подобного развития событий.

1. Особенности китайской оппозиции

Китайская «пятая колонна» существенно отличается от российской как по масштабам, так и по характеру. Ее формирование началось в период бурного экономического роста с конца 1970-х до начала 1980-х годов, когда Запад воспринимался как образец процветания. Для технологического прорыва Китай активно отправлял десятки тысяч студентов на обучение за границу. Этот шаг, с одной стороны, помог подготовить квалифицированные кадры, а с другой — стал инструментом мягкого влияния. Западные учебные заведения, такие как Гарвардский университет или гавайский Центр Восток-Запад, преследовали цель не только дать образование, но и способствовать распространению западных политических моделей, рассчитывая, что рыночные реформы неизбежно приведут Китай к демократии.

В 1990-е годы, на волне экономического бума, в Китай хлынул поток западной культуры. Власти неоднократно проводили кампании по борьбе с «идеологическим загрязнением», ограничивая распространение западных фильмов, литературы и музыки. Несмотря на это, сформировались группы, преимущественно среди творческой интеллигенции, которые выступали за развитие страны исключительно по западным лекалам, ссылаясь на примеры Японии, Гонконга и Тайваня. Однако очевидный экономический успех Китая, достигнутый по собственному пути, стал лучшим аргументом против подобной критики, лишив ее широкой общественной поддержки.

2. Исторический контекст и современные вызовы

Отвечая на вопрос о событиях на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, эксперт отмечает, что несмотря на серьезность тех протестов, последующие попытки требовать политических свобод в отрыве от экономики потерпели неудачу. Ситуация начала меняться с 2010-х годов с ростом китайского среднего класса, численность которого оценивается примерно в 100 миллионов человек. Эта прослойка, знакомая с западной, тайваньской и японской культурой, стала предъявлять повышенные требования к свободе информации, в том числе в интернете. В некоторых регионах, например в провинции Сычуань, даже сформировались группы, выражавшие недовольство ограничением возможностей для молодежи и пытавшиеся противостоять курсу Си Цзиньпина.

Протестные настроения среди части творческой интеллигенции и молодежи сочетались с определенными экономическими трудностями, что делало этот процесс скорее следствием социально-экономических причин, нежели идеологического движения. США активно поддерживали недовольных и популяризировали образ китайских диссидентов на Западе, однако внутри Китая эти идеи не нашли массового отклика.

3. Современный спектр мнений и контроль над информацией

Современная китайская оппозиция не едина. В ней можно выделить несколько течений. Одни считают, что Китаю следует вести более жесткую и силовую внешнюю политику, обвиняя Си Цзиньпина в излишней уступчивости. Другие, напротив, выступают за сближение с США, видя в них надежного технологического партнера и считая, что дистанцирование от Запада нанесет ущерб развитию Китая.

Обратите внимание: Китайская инициатива "Один пояс, один путь": американо-австралийская оценка.

Особое внимание власти уделяют молодежным организациям и интернет-пространству. С начала 2020-х годов контроль над личными блогами и онлайн-ресурсами ужесточился. Власти пресекают не только прямую критику, но и пассивные призывы к неучастию в политической жизни.

Волна недовольства в 2021-2022 годах, по мнению эксперта, была в основном спровоцирована последствиями пандемии COVID-19, вызвавшей серьезный экономический и психологический шок. Протесты, связанные, например, с невозможностью выплатить ипотеку, носили локальный характер и не переросли в общенациональное движение против политического руководства.

4. Российско-китайские отношения: мифы и реальность

Отдельно рассматривается вопрос о влиянии оппозиции на внешнюю политику, в частности на отношения с Россией. Эксперт разбирает слухи о приостановке платежей китайскими банками в адрес России. Он поясняет, что Китай, опасаясь вторичных санкций, действительно ищет альтернативные платежные механизмы, что хорошо известно финансовым кругам обеих стран. Инцидент с одним из банков, занимающим далеко не лидирующие позиции, был раздут в СМИ до масштабов серьезного конфликта.

На зарубежных русскоязычных ресурсах активно муссируются темы о временном и хрупком характере союза Москвы и Пекина, о китайских территориальных претензиях на Сибирь или о недостатке китайских инвестиций в российскую экономику. Однако, как отмечает Мазуров, реальность опровергает эти нарративы: массового притока китайских граждан в Россию не наблюдается, а инвестиционная активность сдерживается скорее экономической логикой и рисками, а не политической волей. Что касается украинского конфликта, то позиция Китая остается пророссийски-нейтральной, и слухи о возможной поддержке Пекином линии США не соответствуют действительности.

Источником таких слухов, по мнению эксперта, часто становятся россияне, покинувшие страну по различным причинам и надеющиеся на изменение ситуации внутри России. Их деятельность по распространению непроверенной информации порой оказывается даже более деструктивной, чем действия целенаправленных вредителей.

5. Методы нейтрализации оппозиционного влияния

Китайские власти используют комплексный подход для минимизации влияния оппозиционных сил на общественное мнение и государственную политику:

  1. Экономический успех: Убедительные результаты экономических реформ за последние 40 лет служат главным аргументом в пользу правильности выбранного курса, нейтрализуя критику.
  2. Жесткий контроль информационного пространства: Модерация в интернете оперативно пресекает проявления недовольства. Иностранным пользователям без глубокого знания китайского языка и локальной регистрации крайне сложно вести эффективную деятельность в китайском сегменте сети.
  3. Работа партийных органов: Коммунистическая партия Китая, насчитывающая около 96 миллионов членов, через систему партийного управления внимательно отслеживает общественные настроения. Выявленные проблемы становятся поводом для серьезной разъяснительной работы. Партийные функционеры не гнушаются выезжать на места, в том числе в сельскую местность, для прямого диалога с населением.
  4. Контроль над образованием: Доступ иностранных образовательных онлайн-ресурсов в Китай серьезно ограничен. Для преподавания необходимо работать в местных университетах. Власти также не позволяют зарубежным медиа, включая ресурсы из Гонконга, Сингапура и Тайваня, формировать информационную повестку на материковой части Китая.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Почему китайская оппозиция не способна поссорить Пекин с Москвой.