Китай – один из самых опасных конкурентов США. Очевидно, что правительство США сильно заинтересовано в усилении влияния США в Китае. Самый надежный и проверенный метод – сформировать в стране лояльные своей стране политические силы, «пятую колонну», продвигающую идеи демократизации общества по американской модели. Но «товарищ Си» баловать вас не собирается, поясняет профессор Алексей Мазуров, востоковед, доктор исторических наук.
-- Китайская «пятая колонна» — это не то же самое, что российская. По крайней мере, не в том же объёме и не с такими персонажами, как наш. И она появлялась в разных штатах.
В Китае с конца 1970-х до начала 1980-х годов, когда начался высокий экономический рост, западные страны рассматривались как образцы процветания. Это никогда не скрывалось. Ежегодно десятки тысяч студентов уезжают учиться за границу, на Запад. Для технологического возрождения Китая требовалось новое поколение талантов. И это сработало. Однако у этой монеты был недостаток. Недаром те же американцы приглашали молодых китайцев обучаться и переучиваться.
Например, очень активно этим занимаются Гарвардский университет и Центр Восток-Запад на Гавайях, и это очень политически мотивированная организация. Идея заключалась в том, что рыночные реформы должны в конечном итоге принести Китаю не экономическое процветание, а демократию западного типа и управление в западном стиле. В то же время это был просто вопрос времени, а не желания Китая.
В 1990-е годы, когда экономика Китая находилась на пике своего развития, западная культура активно проникала в Китай. Китай неоднократно начинал кампании по борьбе с идеологическим загрязнением, когда было переварено неприемлемое количество западных фильмов, книг и песен. И в конечном итоге есть группы людей, например художники и писатели, которые считают, что эта страна должна развиваться исключительно по западным моделям и вести к капитализму, но что она не такая западная, как так называемая «азиатская». Примеры Японии, Гонконга и Тайваня.
Однако Китай очень успешно развивался в соответствии со своим видением, и его очевидный экономический успех нейтрализовал попытки критиковать отсутствие демократии и политической свободы. Поэтому эти идеи не получили широкой поддержки в обществе.
«СП»: А как насчет событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году?
"Несмотря на эти довольно серьезные протесты, последующие требования тех, кто утверждал политическую свободу, не обращая внимания на экономику, фактически провалились. Однако с 2010 года в Китае насчитывается примерно 5 стран с так называемым средним классом в 100 миллионов человек, многое изменилось.
Я знаком с западной культурой, тайваньской и японской культурой. И у них совсем другие требования к свободе информации, в том числе в Интернете. Некоторые региональные партийные лидеры считали, что Си Цзиньпин не дает молодым людям возможностей для роста. Такие группы были сформированы, особенно в провинции Сычуань, а некоторые даже пытались ему противостоять.
Некоторые художники рисовали картины протеста. И все это сочеталось со многими кризисными явлениями в экономике. Поэтому этот процесс скорее является следствием экономических причин, чем какого-то идеологического движения. При этом США очень активно поддерживали недовольных и много рассказывали общественности о китайских диссидентах. Однако его не удалось должным образом продвигать в западных странах, и он был непопулярен в Китае.
«СП»: И вообще, какова сейчас ситуация с китайской оппозицией?
- Это люди с разным мышлением. Есть группа людей, которые считают, что Китаю следует быть жестче по отношению к другим странам и демонстрировать свою силу, а Си Цзиньпин слишком добр к ним. Напротив, некоторые утверждают, что необходимо развивать отношения с США, поскольку они уже привезли значительный объем технологической информации и являются надежным партнером.
Обратите внимание: Китайская инициатива "Один пояс, один путь": американо-австралийская оценка.
А дистанцирование от США скорее погубит Китай, чем принесет ему пользу.Есть также молодежные организации, которым правительство придает большое значение. С начала 2020-х годов интернет-ресурсы, особенно личные блоги, попали под дополнительный контроль. В блоге говорится, что он не совсем согласен с политикой государства, но утверждается, что, хотя роль государства слишком велика, молодые люди хотят расслабиться, не нужно расслабляться и активно участвовать в политической повестке дня.
«СП»: Чем вы недовольны в 2021-2022 годах?
"Это результат пандемии, которая вызвала сильнейший психологический и экономический шок. И мы также стали свидетелями протестов против политического руководства страны. Однако это мелкомасштабные демонстрации. В основном связанные с тем, что люди не смогли выплатить проценты по ипотеке из-за пандемии и обвинили в этом политическое руководство.
«СП»: Получается, что нет такой силы, которая могла бы помешать решениям руководства страны. Но что тогда нам следует делать с фейковыми новостями о том, что китайские банки якобы приостанавливают платежи из России?
-- Здесь необходимо учитывать, что Китай боится вторичных санкций. Это обеспечивает альтернативный метод оплаты, и финансовые сообщества обеих стран хорошо знают об этом. Банк, занимающий около 60-го места в стране, прекратил торговлю, но в сообщениях российских СМИ он упоминается как один из ведущих банков Китая. И именно этот инцидент был преувеличен прессой до уровня конфликтной ситуации. Кроме того, в Китае работает огромное количество банков.
Кроме того, на зарубежных русскоязычных сайтах очень активно обсуждается вопрос так называемого российско-китайского противоречия. Они постоянно пытаются продвигать идею о том, что союз Москвы с Китаем является временным и хрупким явлением и что «союзники» либо претендуют на сибирские территории, либо стремятся приобрести сибирские земли и бизнес.
Однако число китайских граждан, въезжающих в Россию, не увеличилось, и наблюдается явный недостаток серьезных инвестиций со стороны китайских компаний в российскую экономику. Я был бы рад, если бы Китай инвестировал активнее!
Точно так же постоянно ходят слухи о том, что Китай может поддержать позицию США в украинском конфликте. Однако в действительности позицию китайского правительства по отношению к Украине можно охарактеризовать как пророссийско-нейтральную.
«СП»: Почему возникают такие слухи?
-- Грубо говоря, если не учитывать профессиональных людей, придумывающих фейковые новости, то это означает, что есть десятки тысяч россиян, покинувших страну по разным причинам, в том числе политическим. Они все время надеются, что ситуация в России изменится, порождая различные слухи. Иногда такие спонтанные поступки, к сожалению, более опасны для дураков, чем для вандалов.
"СП": Как китайские власти отгоняют тех, кого они называют "добровольными дураками?
— Во-первых, китайские повстанцы не могут влиять на общественное мнение. Основная причина этого заключается в том, что экономические реформы Китая оказались успешными. Там в десятки раз больше историй успеха, чем в любой стране за последние 40 лет, не только в России.
Во-вторых, в Китае очень жестко контролируется информационное пространство. Даже если недовольство по каким-то причинам возникает, оно тут же пресекается модераторами и иностранцами. Если, конечно, они хорошо не знают китайского и не зарегистрированы как местные пользователи, жадность не сможет причинить никакого вреда.
В-третьих, в Китае есть Комитет партийного управления, и Коммунистическая партия Китая следит за настроениями народа. И речь идет не о том, что китайцы пишут друг на друга обвинения и что в Китае 96 миллионов членов партии, а о том, что как только проблема выявлена, начинается очень серьезная разъяснительная работа. Другими словами, власть умеет разговаривать с людьми уважительно. Партийные чиновники также не стесняются ездить в сельские районы и вести диалог с народом.
И в-четвертых, это контроль над системой образования. Всего несколько лет назад иностранцы могли запускать образовательные онлайн-ресурсы, но сейчас это невозможно. Если вы хотите преподавать, вам нужно работать в местном университете. Кроме того, правительство не позволяет иностранным ресурсам, в том числе китайским, формировать информационную политику. Напомним, такие ресурсы существуют в Гонконге, Сингапуре и Тайване. Однако в настоящее время они практически не имеют влияния на материковый Китай.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Почему китайская оппозиция не способна поссорить Пекин с Москвой.