В начале лета жители Якутии разделились на два лагеря: на тех, кто мог купить относительно дешевые авиабилеты в теплые края, и на тех, кто не мог. В льготных категориях и оформлениях Дальневосточного федерального округа продается очень ограниченное количество субсидированных билетов. Некоторым повезло, остальным остается только возмущаться.
Задолго до лета купить билет из Якутска в Москву через регистрацию не удалось – все решилось. Аэрофлот получает подобные субсидии уже несколько лет подряд. Такие субсидии есть у местной авиакомпании «Якутия», летающей в Санкт-Петербург.
Но билетов, конечно, не хватает. Поэтому многие жители Якутии лишены возможности летать по доступным ценам во время одного отпуска. Не обязательно ехать в Москву или Питер, на Дальнем Востоке есть места для отдыха. Но это также проблематично.
Авиакомпания «Аврора» была зарегистрирована на Дальнем Востоке более десяти лет назад. Он создан именно для полетов в пределах Дальневосточного федерального округа.
Если посмотреть официальные отчеты, дела у «Авроры» идут хорошо. По данным, опубликованным СМИ, только в 2024 и 2025 годах авиакомпания получит выручку в размере 6,7 млрд рублей в год. В 2027 году он достигнет 7 миллиардов рублей.
Но почему-то жителей Якутии эти цифры не вдохновляют. Потому что, во-первых, есть данные других ведомств, во-вторых, это личный опыт.
В прошлом году после проверки Счетной палаты «Аврора» неоднократно не выполняла необходимое количество рейсов по некоторым социально значимым маршрутам, по которым получает субсидии. Он даже билеты не продает. Было много других нарушений. Также было отмечено, что существует проблема «завышения объема необходимой поддержки».
Однако у контрольно-ревизионной службы есть вопросы по поводу «Авроры», а у нас, пассажиров, — другие вопросы.
Например, согласно перечню субсидируемых маршрутов на 2024 год в рамках Постановления Правительства РФ № 1172 от 13 июля 2021 года, «Аврора» выполняет рейсы из Хабаровска в Якутск, Улан-Удэ-Якутск, Aktaya Flights от Вышки до Якутска, от Благовещенска до Якутска, от Красноярска до Якутска
Конечно, спасибо, что не забыли Улан-Удэ и Читу. Но где Владивосток? Можно сказать, что это центр развития внутреннего туризма. Льготных рейсов по маршруту Якутск — Владивосток нет. А вот купить билет до Улан-Удэ не проблема. Они продаются, покупайте сейчас.
То же самое касается и других рейсов «Авроры» на Дальнем Востоке. Например, есть один – Хабаровск – Кавалерово. Во всяком случае, Кавалерово — поселок городского типа в Приморском крае с населением более 13 тысяч человек. Это важный рейс? Более того, этот поселок связан с другими населенными пунктами дорогами.
Также есть рейсы из Магадана в Кепервим. Кепервим — это на самом деле поселок в Чукотском автономном округе, в котором также есть автодорога, ведущая в центр региона круглый год.
Откуда отправляются эти рейсы?
При этом подобный инцидент произошел недавно.
Моему другу, как участнику Фестиваля Русского Северного телевидения в Магадане, пришлось прилететь на мероприятие. Как он летал? Его заставили купить билет Якутск-Новосибирск (!) и сидеть там несколько часов. Затем летите в Магадан. Поездка туда и обратно обошлась почти в 70 000 рублей. Можешь представить? В итоге это заняло день.
Другими словами, если бы он летел из Якутска в Магадан напрямую, это заняло бы 2,5 часа и стоило бы гораздо меньше. Однако, поскольку есть прямые рейсы, мне пришлось это сделать.
Конечно, вы можете купить билет на «Аврору» из Якутска в Хабаровск. Но дело в том, что у этой авиакомпании нет рейсов из Хабаровска в Магадан. Лететь по этому маршруту можно только авиакомпанией Аэрофлот. И стоимость не несколько тысяч, а почти 20 000 рублей.
вот и все.
Было понятно, что непонятен способ составления маршрутной сети. Когда жители Якутии попытались перелететь из пункта «А» в пункт «Б» на Дальнем Востоке, они буквально впали в кому».
Почему Аэрофлот, который и без того сверхприбыльный (по последним данным), до сих пор эксплуатирует маршрут типа Хабаровск-Магадан? Ей нравится летать на Дальний Восток?
Складывается впечатление, что дальневосточное небо (маршрут) "отрезают" в пользу чьей-то компании. Тот, у кого есть связи и «найдет способ» связаться с нужными людьми, сможет получить большую долю.
Оказывается, для жителей Якутии поехать в Харбин или Пекин (куда охотно летают полярные сияния) быстрее и проще, чем поехать во Владивосток. При этом одним из самых популярных направлений для жителей Якутии являются рейсы по направлениям внутри республики и на запад. Как уже упоминалось, субсидированные билеты недоступны.
По идее, этими стратегическими вопросами должно заниматься посольство президента на Дальнем Востоке, корпорация «Миндалвост Девелопмент Корпорейшн». Но именно они послужили землекопами, создавшими Аврору. Мы очень довольны этим до сих пор.
Почему это происходит? Ответить на этот вопрос мы обратились к заслуженному летчику СССР Олегу Смирнову. В советский период он занимал должность заместителя министра гражданской авиации (1983−1990). Звонок из Якутии его не удивил.
- Когда я был заместителем министра, в советское время я часто бывал в Якутии, этой республике уделялось много внимания. Особенно авиационная промышленность. Если помните, каждое якутское село имело прямую связь с другими поселениями. К сожалению, сейчас ситуация кардинально изменилась.
«СП»: — Действительно. Куда-то полететь – проблема. Они надеются, что с запуском Aurora дела пойдут лучше. Не произошло. Есть ли смысл его создавать или даже объединять под его руководством дальневосточные авиакомпании?
Вы знаете, для Якутии наиболее важным является внутренний транспорт. Это сделала местная авиакомпания Polar Airlines. А вот перелет в одну сторону из Центрального Колымска в Якутск стоит 47 000 рублей. Аврора не решает те же проблемы.
- Это не простой вопрос, но я хотел бы отметить, что создание такой компании само по себе является шагом вперед. Особенно если учесть, что практически весь местный воздушный транспорт в Сибири и на Дальнем Востоке был уничтожен.
Обратите внимание: Николай Цискаридзе в эфире Первого канала взял мужчину за внутреннюю сторону бедра..
Во всей стране было 3000 аэропортов, а сейчас осталось чуть больше 2000. Вы можете видеть, как многое изменилось с 1990-х годов. Поэтому решение о создании «Авроры», хоть и опоздавшее почти на тридцать лет, было правильным шагом.Константина Сухоребрика (генерального директора авиакомпании «Аврора» — ред.) я знаю очень хорошо, он умный и исполнительный человек. Идея включить в эту авиакомпанию Якутию — действительно хорошая идея».
«СП»: Да, он включен, но нашу проблему он не помогает решить.
«Она должна быть наделена полномочиями и выделить часть средств, выделенных на эти цели, авиакомпании «Аврора».
«СП»: Мне сложно об этом судить, поскольку у меня нет никакой информации на этот счет. Но я обнаружил, что, например, рейс Якутск-Улан-Удэ не является для нас приоритетным. И это субсидируется. Такая ситуация с полетами касается не только Якутии.
"Но я считаю, что создание "Авроры" - правильный шаг". Как это повлияет, например, на авиационное дело Якутии, это другой вопрос. Конечно, нам нужно очень внимательно изучить этот вопрос.
В то же время надо признать, что работа авиакомпаний, особенно обслуживающих местные направления, осложняется ситуацией с их флотом. Я много раз говорил об этой проблеме.
Наша страна когда-то была крупной авиастроительной страной, но в этом отношении она отстала. Следуя либеральному подходу, они прекратили производство оборудования. Помните, Гайдар говорил: Зачем нам самим строить самолет, это очень дорого, нам нужно много денег, ученых, инженеров, конструкторов и так далее. Он сказал, что у него есть договоренность с Boeing о том, что они предоставят нам необходимое количество самолетов. Так что они помогли.
В результате в Якутии сегодня не хватает авиации. Но если есть место, где постоянно проживают оленеводы, животноводы или даже несколько семей, они должны иметь регулярное авиасообщение с областным центром или столицей республики. Другими словами, должно быть как в советское время.
Но нечего летать! Нет никакой технологии. Ан-2 был готов к сроку, а полет вертолета стоил в шесть раз дороже; Ми-8 для такой перевозки не подходит. Для других целей да, но не для этих.
Просто нужны технологии, поэтому сейчас вокруг этой темы идут споры и уже есть планы. Байкалский самолет готовится. Его, кстати, похвалили. Но я в этом сомневаюсь. Почему? Да потому, что именно чиновники ОАК и Минпромторга привыкли жить на бюджетные деньги. То есть не зарабатывать деньги и творить, а получать из бюджета миллиарды, а то и триллионы долларов. Они успешно научились использовать деньги. Вы можете сами узнать, как его освоить.
Поэтому сейчас мы столкнулись с проблемой нехватки техники, способной летать в Арктике. На 60% территории нашей страны нет ни железных, ни автомобильных дорог. Единственный способ путешествовать – самолетом. Именно на этом нам и нужно строить политику. Наши либералы, наверное, получили твёрдую двойку по географии. Нам нужно строить самолеты и аэропорты, но все они находятся в Исландии, Франции, Канаде.
Сейчас мы живем с последствиями колоссальных ошибок, допущенных нашими лидерами, которые 30 лет разрушали нашу авиационную промышленность.
Никаких шагов по модернизации того же Ан-2 они не предприняли. И возьмем в качестве примера китайцев. Почему Китай является второй по величине экономикой в мире? Они уже боролись за первое место, а мы отставали. Хотя они же и самые ранние. Потому что у китайцев умный мозг. Они взяли наш Ан-2, немного его модифицировали, установили другие двигатели, оборудование, назвали по-своему, и у самолетов появился парк.
Нет такого мозга среди наших либералов. Неудивительно, что их мозг занимается другими вещами.
Ан-24 остается важным самолетом для нашей страны, особенно Якутии. Он может приземляться на лед и снег и не требует бетонных решеток. Отличный самолет для северных районов. Китайцы это поняли, преобразовали и вдохнули в него вторую жизнь. Наши либералы продолжают покупать себе яхты и так далее.
Это проблема. То есть это не частная проблема, специфичная для Якутии, а общенациональная проблема.
Я знаю: есть пределы возможностей того же Сухоребрика. И все же надо у него спросить, почему нет надежного сообщения внутри Якутии, если «Якутские авиалинии» объединяются с авиакомпанией «Аврора»? Летать им, скорее всего, тоже не на чем. Если бы у них были Ан-2, они, наверное, могли бы прикрыть Якутию. Но этих самолетов там нет.
«СП»: А вот «Полярные авиалинии», которые осуществляют перевозки по территории Якутии, почему-то летают. Хотя когда садишься, например, в Ан-24, весь самолет трясется и думаешь, не упадешь ли ты.
- Да, это все старое. Как и в случае с западными технологиями, проблема та же. Система производства авиационных деталей была разрушена. Самолеты — это сложные устройства, состоящие из миллионов компонентов; несколько наших заводов производят самолеты. Они сделали большую работу. С одной стороны выкладывают одно, с другой – другое. Как и весь мир. Сейчас у нас даже нет запасных частей. Поэтому, когда ты чувствуешь страх, садясь в самолет, я тебя понимаю.
Запад наложил на нас санкции, но еще до санкций малую авиацию уничтожили те, кто должен был заниматься ее развитием.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: 47 тысяч за полет внутри республики в одну сторону — цена билета сравнится только с ипотекой.