Профессиональное образование должно быть осознанным выбором, а не наказанием «для тупых»

1. Массовый отказ от десятых классов

В текущем году система образования столкнулась с тревожной тенденцией — массовым отказом в зачислении учащихся в десятые классы. После получения аттестата об основном общем образовании школьники вынуждены проходить дополнительный отбор в своих же учебных заведениях. Каждая школа устанавливает собственные критерии, такие как средний балл аттестата, результаты ОГЭ или прохождение собеседования. Те, кто не соответствует этим требованиям, лишаются возможности продолжить обучение в старшей школе. Хотя официально за помощью обратились около 50 семей, обсуждения в социальных сетях указывают на гораздо более масштабную проблему.

2. Причины ужесточения отбора

Корень проблемы кроется в новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС-3), который вступил в силу с 1 сентября 2023 года. Он предполагает профильное обучение в старших классах с углубленным изучением как минимум двух предметов. Формально выбор профиля — дело добровольное, но на практике школы получили право проводить внутренние экзамены для отбора в 10-й класс. Как пояснил председатель межрегионального союза «Учитель» Дмитрий Казаков, это приводит к «отсеву» детей, которые, по мнению администрации, не справятся с высокими требованиями к результатам ЕГЭ, или тех, у чьих семей нет средств на репетиторов.

Фактически, как отмечают эксперты, Министерство образования ожидает, что к 10-му классу у ребенка уже должно сформироваться «досье» и четкие образовательные интересы. Однако далеко не во всех школах есть возможности для организации разнообразных профильных классов, что зачастую подталкивает учеников к поступлению в колледжи, даже если это не было их осознанным выбором.

3. Правовые коллизии и реакция общества

Отказ в приеме в десятый класс противоречит федеральному законодательству, гарантирующему право на полное среднее образование. Адвокат Любовь Гончарова подчеркивает, что это прямое нарушение закона. Благодаря активности общественного движения «Московские родители» и обращениям в прокуратуру, часть детей все же была зачислена, однако проблема системна и может повториться в следующем году.

Прокуратура, включая Генеральную, уже отреагировала на ситуацию, указывая, что положения о порядке отбора в профильные классы не могут служить основанием для отказа в общем образовании. Некоторым директорам школ были вынесены предупреждения, а кое-кто привлечен к административной ответственности.

4. Колледж: вынужденная мера или осознанный путь?

На фоне этих событий все больше семей рассматривают колледжи как альтернативу. Но является ли это решение продуманным? Преподаватель медицинского вуза Дмитрий Эпштейн выражает скепсис, отмечая, что зачастую в колледжи идут не по призванию, а чтобы избежать стресса ЕГЭ. Он задается вопросом о качестве будущих специалистов.

Однако у среднего профессионального образования есть и сильные стороны. Как объясняет Ирина Абанкина, научный руководитель Института развития образования ВШЭ, программы колледжей гораздо более практикоориентированы (до 50% учебного времени). Это позволяет студентам раньше познакомиться с работодателями, найти подработку и легче трудоустроиться после выпуска. Сегодня колледжи готовят не только парикмахеров и поваров, но и IT-специалистов, дизайнеров, стилистов.

Ключевое преимущество — возможность поступить в вуз после колледжа, часто по упрощенной схеме, минуя ЕГЭ. Кроме того, обучение, как правило, проходит ближе к дому, что избавляет от необходимости жить в общежитии.

5. Главная проблема — отсутствие осознанного выбора

Основная беда, по мнению экспертов, заключается в том, что решение о поступлении в колледж часто принимается не самим ребенком, а его родителями под давлением обстоятельств. Профессор Семен Резник, много лет проработавший в высшей школе, приводит неутешительную статистику: лишь около 15% студентов мотивированы и действительно хотят учиться. Остальные оказываются на неинтересном им направлении, что ведет к апатии и потере времени.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин обращает внимание на другую сторону медали — «дикий» российский капитализм, который эксплуатирует труд молодых специалистов, предлагая им работу без гарантированной оплаты на испытательном сроке. Это обесценивает сам процесс получения образования, каким бы качественным оно ни было.

6. Вывод: нужен баланс и уважение к выбору

Ситуация с отбором в 10-е классы обнажила системный кризис. С одной стороны, стране действительно нужны квалифицированные рабочие руки, и ранняя профессионализация может быть полезна. С другой — нельзя лишать детей права на общее образование и принудительно направлять их по пути, который они не выбирали.

Колледж не должен быть «точкой невозврата» или наказанием для тех, кто «не тянет» программу старшей школы. Это должен быть осознанный и уважаемый обществом выбор для молодых людей, которые уже определились со своими интересами и хотят быстрее применить знания на практике. Задача системы — обеспечить этот выбор, а не создавать искусственные барьеры.

Обратите внимание: Отсрочка предоставляется впервые получающим образование соответствующего уровня по очной и очно-заочной формам обучения.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Профессиональное образование должно быть осознанным выбором, а не наказанием «для тупых».