Профориентация в школах как инструмент подготовки кадров для экономики России

В Совете Федерации состоялось обсуждение, посвященное развитию системы профориентации в российских школах. В мероприятии участвовали сенаторы, представители Министерства образования и науки, педагоги, а также делегаты от промышленных предприятий, заинтересованных в будущих кадрах.

1. Государственный приоритет и национальные проекты

Лилия Гумелова, возглавляющая комитет Совета Федерации по образованию, подчеркнула, что ранняя профориентация школьников стала «первым шагом к построению суверенной экономики и достижению технологического суверенитета». Именно этим объясняется повышенное внимание к данной теме на государственном уровне.

Она напомнила о задаче, поставленной Президентом Владимиром Путиным в феврале 2023 года: подготовить в течение пяти лет один миллион квалифицированных рабочих для укрепления безопасности и конкурентоспособности страны.

Для реализации этой масштабной цели с 2025 года будет запущен национальный проект «Люди». Важным элементом станет ежегодно обновляемый пятилетний прогноз потребности экономики в специалистах различных профилей.

Законодательные изменения, внесенные в августе, официально закрепили за Министерством образования полномочия по организации специализированной профориентационной работы со школьниками.

2. Существующие проекты и мнение общества

По словам Гумеловой, в России уже реализуется ряд федеральных профориентационных инициатив. Среди них — курсы предпрофессиональной подготовки, которых насчитывается более 30 тысяч. Они позволяют углубленно изучать отдельные предметы, например, в рамках медицинских или педагогических направлений.

Сенатор привела данные ВЦИОМ, согласно которым 86% родителей поддерживают необходимость профориентации в школах. Она выразила уверенность, что вскоре эта цифра приблизится к 100%, хотя признала, что не все родители пока fully понимают суть таких программ.

Однако данные опросов показывают неоднозначную картину. Генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов сообщил, что лишь 2% россиян отмечали наличие в их школьные годы профориентационных тестов и лекций. При этом 5% респондентов считают, что такая работа в школах вообще не нужна.

3. Ключевая роль педагогов и единая модель

Александр Бугаев, первый заместитель министра образования, акцентировал внимание на важности подготовки самих учителей к профориентационной деятельности. Для этого реализуются программы повышения их квалификации.

Он также рассказал о внедрённой единой модели профориентации для учеников 6–11 классов, которая предполагает не менее 40 часов занятий в учебном году. Модель работает на трёх уровнях и по семи направлениям. По итогам диагностики каждый школьник получает индивидуальный план с перечнем рекомендованных профессий.

4. Запрос рынка труда и сомнения экспертов

Министр труда и социальной защиты Антон Котяков обозначил наиболее востребованные экономикой специальности: инженеры, IT-специалисты, рабочие профессии, особенно операторы станков с ЧПУ и сварщики. Последних он назвал одними из самых нужных высококвалифицированных кадров.

Однако возникает закономерный вопрос: насколько эффективна ранняя профориентация, если многие люди впоследствии меняют сферу деятельности? Согласно статистике портала Работа.ру, 43% россиян никогда не работали по полученной специальности, а ещё 23% хотя и начинали, но позже ушли в другую область.

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина в комментарии для «СП» отметила важность знакомства школьников с современным миром профессий, особенно в условиях цифровизации. Однако она предостерегла от навязывания и слишком ранней углубленной специализации, поскольку интересы и способности детей могут кардинально меняться по мере взросления.

Эксперт положительно оценивает такие форматы, как экскурсии на предприятия, дни открытых дверей или профессиональные пробы. Что касается единой школьной модели, то, по её мнению, её ценность — в программе профессиональных проб с участием работодателей, которые могут наглядно показать специфику работы. Главный фокус должен быть на карьерном самоопределении и понимании себя, а не на жёстком «направлении».

На вопрос о том, почему почти половина россиян не работает по специальности, Абанкина ответила, что профессиональное самоопределение — сложный процесс. Выбор, сделанный в школе под влиянием талантливого педагога или общего впечатления, может не выдержать столкновения с реальностью, которая предполагает высокую ответственность, психологические нагрузки и иные сложности. Это объясняет, почему даже при увеличении контрольных цифр приёма в педагогические вузы, не все выпускники в итоге приходят работать в школы.

Обратите внимание: План Джо Байдена по созданию рабочих мест в США.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Как подготовить миллион рабочих, когда учителей не хватает.