Как подготовить миллион рабочих, когда учителей не хватает

В Совете Федерации прошел круглый стол, посвященный совершенствованию системы профориентации в российских школах. В обсуждениях приняли участие сенаторы, чиновники Министерства образования и науки, преподаватели и представители промышленности как потенциальных работодателей.

Ранняя профориентация теперь играет роль "первого шага в построении суверенной экономики нашей страны и достижении технологического суверенитета", сказала Лилия Гумелова, председатель комитета Совета Федерации по образованию. Сенатор пояснил, что именно поэтому теме профориентации в последнее время уделяется повышенное внимание.

Она напомнила, что в феврале 2023 года Владимир Путин в своем обращении к федеральному парламенту поставил задачу в течение пяти лет подготовить один миллион рабочих, «чтобы обеспечить безопасность и конкурентоспособность России».

На достижение этой цели направлен национальный проект «Люди», который будет запущен в 2025 году. Неотъемлемой частью этого станет прогноз потребности в экономических кадрах на пять лет, который будет обновляться ежегодно.

Депутат также отметил, что в августе в законодательство были внесены изменения, которые наделили Минобразования полномочиями осуществлять специализированную профориентацию российских школьников.

«В настоящее время реализуется множество федеральных профориентационных проектов, один из которых — обучение школьников на специализированных курсах предпрофессиональной подготовки. По статистике, в настоящее время в России действует более 30 тысяч таких курсов, которые обеспечивают углубленное изучение отдельные предметы - это, в частности, медицинские и педагогические курсы", - сказала Гумелова.

При этом она отметила, что 86% родителей поддерживают необходимость профориентационной работы в школах, приводя данные ВЦИОМ. И, по ее словам, вскоре это число может приблизиться к 100%, но «не все родители еще понимают, в чем суть учебной программы», но «работа в этом направлении тоже ведется».

Между тем генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов рассказал, что всероссийский телефонный опрос этой весной показал, что 40% россиян "обращают внимание на свои стремления при выборе карьеры", но только 2% опрошенных сообщили о наличии профориентации тесты и лекции. 5% респондентов считают, что профориентация в школе вообще не нужна.

Александр Бугаев, первый заместитель министра образования Российской Федерации, отметил, что очень важно готовить учителей для профессиональной ориентации школьников. Он напомнил, что сейчас реализуется повышение квалификации учителей, чтобы дать им возможность освоить более эффективные методы в этом плане.

Ранее сообщалось, что кафедрой разработана и внедрена единая модель профориентации учащихся 6-11 классов во всех школах страны - не менее 40 часов в учебном году. Бугаев сообщил, что модель реализуется на трех уровнях и в семи направлениях. "По результатам профдиагностики школьники получают план профориентации, в котором указан перечень профессий, необходимых именно по данной сфере", - пояснил первый замминистра.

Министр труда и социальной защиты Антон Кодьяков заявил, что в целом страна остро нуждается в инженерах и ИТ-специалистах. Огромный спрос на рабочие места. Особая потребность в операторах станков с ЧПУ, особенно в сварщиках.

«Сегодня высококвалифицированный сварщик — одна из самых востребованных профессий», — отмечает Кодьяков.

Проблема очевидна. Вопрос в том, может ли ранняя профориентация помочь решить эту проблему? Какой смысл навязывать студентам специализацию, если после 30 лет многие студенты поменяли сферу деятельности?

По данным портала Работа.ру, 43% россиян никогда не работали по своей профессии. Еще 23% имеют опыт работы в своей основной области, но сейчас работают в другой сфере.

Прокомментировать ситуацию "СП" попросил профессора Ирину Абангину, директора Института развития образования НИУ ВШЭ:

— Безусловно, необходимо знакомить студентов с профессией и ее современным содержанием. Сегодня кардинально меняются профессии и идет цифровизация, поэтому иметь представление о них, конечно, необходимо. Более того, интерес к той или иной сфере деятельности зачастую проявляется уже с раннего возраста.

Но навязывание и углубление специализации опасно.

Обратите внимание: План Джо Байдена по созданию рабочих мест в США.

Потому что на разных этапах развития личности способности, увлечения и интересы школьников действительно будут существенно меняться.

Можно только сказать, что важно, полезно и интересно участвовать в профориентационных мероприятиях, организуемых некоторыми компаниями, таких как посещение компаний, пробные конкурсы или дни открытых дверей. Но навязывать специализацию нет смысла.

«СП»: С этой точки зрения единая профориентационная модель, внедренная в школах в прошлом году, кажется совершенно ненужной…

- нисколько. Но, на мой взгляд, главное здесь — это программа аутплейсмента. Программа профессионального тестирования, разработанная для того, чтобы работодатели тоже ответили. Потому что, как говорится, без них на пальцах не объяснишь специфику той или иной сферы деятельности. Это значит, что вам это будет неинтересно.

Вот почему эта программа необходима. Но его построение должно быть сосредоточено на понимании карьеры, карьерном тестировании, внутреннем самоопределении. В этом смысле слово «направление» здесь вполне корректно.

«СП»: Так почему же почти каждый второй россиянин, имеющий профессиональное образование, не занимается своей профессиональной деятельностью? В значительной степени это касается особенно выпускников нормальных вузов.

- Выбор карьеры - карьерное самоопределение - дело достаточно сложное. Конечно, общая среда и особенно общение с талантливыми педагогами очень серьезно наполняют жизнь школьника. Выбор одного из них в качестве преподавателя может показаться на первый взгляд понятным, увлекательным и простым.

После окончания учебы меня вдруг осенило, что есть столько интересных вариантов. Правда в том, что не каждый может преодолеть свой страх перед входом в класс и работой с учениками. Плюс – ответственность, и огромные психологические и физические нагрузки.

Поэтому сложно предсказать, останется ли человек в этой отрасли.

Неслучайно у нас очень много контрольных точек поступления в образование. Они увеличились. Но мы обнаружили, что количество людей, работающих в школах, не всегда соответствовало этому показателю.

Опять же, иногда здесь возникает конфликт интересов. Поскольку в школах люди настороженно относятся к молодежи, зачастую сложно интегрироваться в старшие коллективы.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Как подготовить миллион рабочих, когда учителей не хватает.