Метро в Челябинске строили по инерции, метротрамвай — от безвыходности

Пока подобная система есть только в Волгограде в России. В Челябинске к идее строительства метро пришли под давлением: реализовывать советские проекты метрополитена было не только дорого, но и бессмысленно.

Как начиналось челябинское метро

Строительство и проектирование Челябинского метрополитена началось в конце 1960-х годов.

Лишь во второй половине 1980-х годов дело приняло реальные меры. Само строительство началось после положительного заключения Главгосэкспертизы в 1990-е годы. Первую линию метро планируют открыть в 2012 году.

Но все сразу пошло не так, как планировалось. Во-первых, строили без инженерной подготовки строительной площадки. Во-вторых, в 1998 году произошел дефолт. Где региональные проекты могут получить финансирование?

геологические особенности

Из-за геологических особенностей построить метро в Челябинске очень сложно. Причина – Челябинский структурный пояс, проходящий через город по меридиану и имеющий ширину от 600 до 1500 метров. Именно здесь сжимающее напряжение в породе может достигать максимального значения, вызывая землетрясения. Предположительно, это и стало причиной Челябинского землетрясения 23 октября 2010 года. Впоследствии из-за тряски были сотрясены жилые дома в городе, а также передвинута мебель в квартирах.

Ученые из Южно-Уральского государственного университета высказали мнение о причине Челябинского землетрясения из-за сжимающих напряжений в горных породах. Они отмечают, что на западе разлом имеет твердые породы - гранит и гранодиорит, а на востоке - морские почвы - песчаник, известняк и аргиллит, с различными участками песка и глины. Существует риск проникновения грунтовых вод в тоннель.

Имеет смысл строить метро из цельной скалы. При этом самые продуманные изменения в маршрут проекту еще предстоит внести.

Потом всплыл ЮКОС

В 1999 году строители челябинского метрополитена пожаловались в прокуратуру на длительную невыплату заработной платы.

Издание «Челябинск сегодня» позже процитировало бывшего главного инженера Челябского метроя Евгения Коноплева: «Строительство толком не велось, денег не было. Неожиданно я узнал, что Москва выделила 13 миллиардов рублей, но до нас они не дошли. Я позвонил Минфин мне подтвердили, что деньги переведены в Челябинскую область. Я позвонил заместителю губернатора области Владимиру Букрину, позвонил, и 13 миллиардов.. тут же.

Через два месяца я случайно обнаружил, что Минфин выделил на челябинский метрополитен не 1,3 миллиарда, а 18 миллиардов, но 5 миллиардов никогда не были у нас на руках. По решению правительства области (которому принадлежит контрольный пакет акций ОАО "Челябметрострой") "реальные" средства, выделенные Москвой для челябинского метрополитена, были переданы.. нефтедобывающей компании "ЮКОС" (ЮКОС). Нефтяники должны платить строителям челябинского метрополитена за горюче-смазочные материалы и нефтепродукты. Но метростроители их так и не получили".

«Нельзя замораживать, строить»

Михаил Юрьевич, мэр Челябинска (впоследствии губернатор, предположительно проживавший в Великобритании, в 2017 году Следственный комитет РФ объявил его в международный розыск - "СП"), в 2009 году подсчитали, что понадобится 60 млрд рублей для завершения проекта.

При губернаторе Дубровском (вступившем в должность в 2014 году) общая стоимость строительства первой линии метро оценивалась в 75 миллиардов рублей.

На пресс-конференции 2015 года Дубровский ответил на вопрос о перспективах метрополитена: «Я хотел бы поставить эту запятую: Нельзя останавливать строительство, однако в 2017 году он также заявил, что возобновить его будет невозможно» строительство без федеральной поддержки.

Год спустя журналисты снова спросили Дубровского о перспективах челябинского метрополитена. Он ответил: «Нам нужно 80 миллиардов рублей. Эти деньги мы сейчас ищем».

Понятно, что столько денег не будет.

В начале 2019 года Дубровский досрочно ушел с поста губернатора. Новый глава региона Алексей Текслер пошел с метро совсем по другому пути, чем его предшественник.

Поворот концепции: метро

В 2021 году глава региона предложил проект метро. Трокслер заявил, что не будет разрушать работу, проделанную ранее. Для завершения проекта бюджет был сокращен вдвое, а концепция была полностью пересмотрена.

Было решено не реализовывать классический проект метрополитена (поскольку Москва его все равно не финансировала), а соединить построенные линии метрополитена с наземными путями. Он будет называться Metro Tram и соединит линии метро и трамвая. Точно так же, как это было сделано в Волгограде.

Но подобные примеры есть и в других странах.

Обратите внимание: Новая любовь Захаровой за периметром, Анархия и новый ведущий, отмена ССЛ.

Такой же план приняли Ганновер, Вена, Мадрид и Гаага (всего более 30 городов). Чаще всего подобные проекты реализуются без средств на достройку полноценного метро. Поэтому история строительства челябинского метрополитена не уникальна в мировом опыте транспортного строительства.

Когда он был построен?

Первый участок метро соединит ЧТЗ с северо-западом Челябинска, проходя через центр города.

Для новых видов транспорта будут использоваться двухсекционные и трехсекционные низкопольные автомобили.

Генеральный директор Челябинского метрополитена Виталий Передерий считает, что линия Север-Юг обеспечит 15% объема перевозок на загруженных участках. Планируется, что к 2026 году заработают пять станций метро - подземные "Площадь Революции" и "Торговый центр", а также надземные "Овчинникова", "Косарева" и "Каслинская". Действительно, это было отклонение от установленного срока. Изначально метро планировалось открыть в конце 2024 года.

Вторая ветка называется «Запад-Восток». Он протянется от Комсомольской площади до Свердловской улицы.

В этом году на стройке станции метро «Улица Овчинникова» возле железнодорожного вокзала уже несколько месяцев перенесены инженерные коммуникации.

Основной проект стартовал 2 октября. Начинаем делать стартовую яму. Вторая такая яма появится на проспекте Победы на стройке по улице Косарева».

Сколько вы потратили на метро Челябинска

В 1994 году стоимость метро оценивалась в 1 миллиард рублей в базовых ценах 1991 года.

С 2001 по 2015 год правительство России планировало инвестировать в проект 31,6 млрд рублей. Половина финансирования поступает из федерального бюджета, половина – из областного и городского бюджетов.

Но дело движется медленно. Москва сокращает финансирование до минимума.

К августу 2009 года строительство практически остановилось.

Проект метро в 2014 году стоил от 78 до 110 миллиардов рублей (в зависимости от количества станций). Фактически с начала строительства до появления концепции метро было потрачено около 14 миллиардов рублей.

На выходе две из пяти запланированных станций метро (Комсомольская площадь и Торговый центр) и 3,3 километра тоннелей. Миллиарды бюджетных средств были просто похоронены под землей.

Большая часть строительства метро проходила во время правления губернатора Сумина. Ему нельзя было задавать вопросы – он умер в 2011 году. Где члены его правительства. Кто-то до сих пор в могилах, кто-то за границей.

Для сравнения, власти в Екатеринбурге и Казани сработали гораздо эффективнее. Метро в уральской столице работает с 1991 года. Вступая в XXI век, Екатеринбург открыл станции «Геологическая» (2002 г.), «Ботаническая» (2011 г.) и «Чкаловская» (2012 г).

В Казани они добились рекордных показателей. Во-первых, они внесли город в список райцентров, где строятся метро. Потом в очень короткие сроки построили метро. На строительство первой линии из 5 станций ушло 8 лет (с 1997 по 2005 годы). Сегодня в Казани 11 станций метро.

Стоимость проекта челябинского метро первоначально оценивается в 46 миллиардов рублей. Инфраструктурные кредиты предоставляются федеральными властями. Тогда уточнили, что нужно 73 миллиарда рублей. Средства должны быть распределены в течение четырех лет.

Был тревожный момент. В этом году планируется выделить 24,3 миллиарда рублей. Но весной заявили о существенном сокращении финансирования — до 11,3 млрд руб.

«Урезание» финансирования в этом году на 13 миллиардов рублей будет перенесено на 2025 год. В 2026 году челябинцам пообещали запустить метро-трамвай. Но если проблемы возникнут снова, возможно, придется вызвать «спасателей» из Казани или Екатеринбурга…

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Метро в Челябинске строили по инерции, метротрамвай — от безвыходности.