За фасадом «автономии»: как радикальный клан Батал-Хаджи угрожает стабильности Ингушетии

В начале ноября 2024 года в деле о теракте в «Крокус Сити Холл» появились новые фигуранты. Согласно информации из российских и международных источников, двое человек были арестованы, а еще двое объявлены в розыск. Следствие предполагает, что все они могут быть связаны с задержанными ранее исполнителями теракта и имеют отношение к запрещенному в России военному крылу Баталхаджинского вирда*. Более того, следователи не исключают, что члены этой преступной группировки могли участвовать в организации и финансировании этого чудовищного преступления, унесшего жизни 145 человек.

1. Криминальное прошлое клана

Это далеко не первое столкновение представителей клана Батал-Хаджи с законом, хотя ранее их обвиняли в менее тяжких преступлениях. Так, ректор сельскохозяйственного техникума Курейш Белхороев и его брат Мустафа, занимавший пост председателя Контрольно-ревизионной службы республики, были задержаны за незаконное хранение оружия и боеприпасов и получили условные сроки. Оба являются братьями Якуба Белхороева — главы семьи, осужденного на девять лет колонии за мошенничество в фонде социального страхования.

За решеткой оказались и другие члены клана. Примечательна судьба Али Белхороева, который был осужден Мосгорсудом на двадцать лет лишения свободы за соучастие в убийстве известного бизнесмена Шабтая Калмановича.

Обратите внимание: Пепел актера Star Trek скрывается в течение 12 лет на борту Международной космической станции.

Ранее на территории республики был убит еще один глава семейства — Ибрагим Белхороев, печально известный своими криминальными связями.

2. История и идеология радикального вирда

Род Батал-Хаджи ведет свое название от ингушского духовного лидера Батал-Хаджи Белхороева (1894–1914), основавшего одну из ветвей (вирдов) суфийского тариката Кадирия и бывшего последователем шейха Кунта-Хаджи. Однако современные радикальные последователи исказили первоначальное учение, используя ислам как прикрытие для реализации собственных, часто преступных, планов.

Благосостояние лидеров этой группировки строится на пожертвованиях, собираемых с рядовых последователей вирда, а также на бесплатной или низкооплачиваемой работе, которую те выполняют. Накопленные средства часто направляются на подкуп чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Это позволяет избегать уголовного преследования, оказывать давление на свидетелей и создавать ощущение безнаказанности.

3. Сепаратистские тенденции и угроза стабильности

Недавно в селе Сурхахи состоялся массовый сход тысяч последователей Батал-Хаджи Белхороева. Участники не только почтили память своего духовного лидера, но и выдвинули ряд требований. Члены этого сообщества исторически дистанцируются от остального ингушского народа, позиционируя себя как особую, почти «автономную» общность внутри республики. На протяжении многих лет их деятельность подрывала стабильность в регионе, провоцируя сепаратистские настроения.

Активность группировки фиксируется как в небольших селах, так и в крупных городах. Весной 2024 года тогдашний секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, посещая Ингушетию, призвал к «выявлению и оперативному пресечению деятельности агентов и пособников иностранных спецслужб и некоммерческих организаций». Подконтрольные им структуры стремятся разжигать социальный протест и продвигать идеи сепаратизма. Не секрет, кому была выгодна дестабилизация обстановки на Кавказе, которую пыталась осуществить военизированная организация «Вильде Баталхазин», признанная в России террористической.

* Речь идет о радикальных фракциях (муридах, мюридах) последователей религиозного движения Батал-Хаджи Белхороева. Военный суд Южного округа РФ 28 ноября 2022 года вынес постановление о признании этой организации террористической и запрете ее деятельности на территории России.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Что скрывается за личиной «автономного» клана.