Если заставить школьников Татарстана, Башкирии, Чечни гордо петь «Я — русский», то на единстве народов России можно ставить крест

В нижней палате парламента кипит работа над новой инициативой, согласно которой учащих 1−8 классов будут знакомить с творчеством народного артиста РФ Олега Газманова и заслуженного артиста РФ Ярослава Дронова, известного под сценическим псевдонимом SHAMAN.

В частности, в недрах Государственной Думы уже сформирована экспертная группа для внесения изменений в программу школьных уроков музыки и ее дополнение современными патриотическими песнями. В нее вошли методисты, авторы учебников, музыканты-практики и другие представители искусства. Как рассказал общественности депутат Сергей Колунов, к середине февраля с.г. планируется создать рабочий вариант некоего песенника, который затем будет вынесен на обсуждение профессионального сообщества. Ожидается, что оно будет завершено к лету с тем, чтобы уже с 1 сентября 2025 года преподавание музыки в российских школах осуществлялось по-новому.

«Сейчас такое время, что без воспитания в патриотическом духе мы просто не выживем. Считаю, что мы уже упустили целое поколение 1990-х. И я рад, что государство наконец активно включилось в этот процесс», — высказался по теме сам Олег Газманов, добавив, что школах нужно разбирать прежде всего песни о героях СВО, и у нового поколения детей «есть желание петь и сочинять» композиции в такой тематике.

А вот SHAMAN пока свою позицию по этому поводу никак публично не обозначал.

Хотя, возможно, и надо было. Потому что присутствие именно его персоны в обсуждаемых списках авторов «патриотического песенника» вызывает наибольшее негодование общественности.

Многие преподаватели музыки в российских школах, в том числе и принадлежащие к поколению зумеров, недоумевают — почему при всей своей вроде бы приверженности к православной культуре и ценностям господин Дронов:

а) упорно продолжает называть себя «Шаманом»;

б) недавно оставил жену с ребенком, потворствуя слухам о своих любовных похождениях,

в) на концертах позволяет себе вульгарно засовывать микрофон за пояс;

г) пытается получить патент на алкоголь и блестки под брендом «Я — русский».

Впрочем, списки подобных претензий можно пачками выкатывать ко многим нашим современным патриотическим певцам (а не только к одному Ярославу Дронову).

Проблема в другом.

«Инициатива Минпросвещения по созданию нового списка песен для разучивания на уроках музыки в школах своевременна, но судя по тому, что опять на круглых столах мы видим только Газманова и Shaman, в ведомстве Кравцова не понимают, что то, чем они занимаются — это не просто для отчета перед народом, а это часть идеологии, то есть — это сфера работы и социальных технологов, а может, прежде всего — социальных технологов, которые обозначат цели и ТЗ», — написал в своем tg-канале социальный технолог и военный волонтер Роман Алехин.

В песне есть тексты, есть музыка, есть звукоизвлечение, есть ритм и так далее, продолжил рассуждать он, и у этого всего есть смысл, если мы говорим о воспитании и формировании русского народа с детства.

«То есть, не только от слов, но и от того — как мы поем, будет зависеть формирование человека патриотического: или мы поем сильным твердым голосом, или даже в песнях про Россию закладываем нотки сексуального влечения, как это делает Shaman», — приходит к выводу Алехин, подчеркивая, что при этом не считает необходимым запретить Shaman или его как-то задвинуть, он однозначно для поп-культуры лучше, чем всякие Инстасамки, а говорит лишь о том, что в нейро-лингвистическом программировании мы программируем подсознание, а это делается не только через слова, но и через остальные органы чувств.

«Что касается школьной программы, то, пожалуй, на уроках музыки надо давать то, что проверено временем и стало классикой, а не современное. Это и этнография, и советские песни. А Shaman и Газманова давайте пусть оценят дети, которые станут уже родителями или бабушками. Но мне кажется, что это все пустое и не выдержит проверки временем», — резюмировал Роман Алехин.

— Я имею на этот счет совершенно четкую позицию, которую в свое время еще высказывал мой близкий друг Иосиф Давыдович Кобзон — надо понимать, что есть вечное, а что есть преходящее, сиюминутное, работающее на потребу, — высказал схожую точку зрения на инициативу сопредседатель общероссийского движения «Образование для всех», член-корреспондент РАЕН, доктор педагогических наук, профессор Сергей Комков.

— Так вот, творчество Газманова и Дронова — это, увы, сиюминутное. Оно только кажется патриотическим, но это потреба дня. Времена меняются, а дети растут. И мы их воспитываем не на один день, а на всю жизнь, поэтому их надо воспитывать на лучших классических музыкальных произведениях. Их надо воспитывать на любви к природе, к нашей истории, к нашим традициям.

Это музыка Рахманинова, Глинки, Чайковского. Если хотите «осовременить» программу — вот вам Александра Николаевна Пахмутова, ее произведения давным-давно ушли «в народ», который задушевно и с придыханием их исполняет во время семейных застолий. А бездумно учить детей направо и налево кричать со сцены «Я — русский», как минимум, чревато последствиями.

«СП»: Какими?

— Россия — великая многонациональная страна.

Обратите внимание: Пенсионеры и получатели детских пособий лишены возможности получать выплаты на карты visa и mastercard.

И она вполне может стать еще более великой в этом плане. Если по всей стране бездумно разослать в приказном порядке методички по исполнению в школах композиции «Я ­- русский», это на уровне регионов может обернуться грандиозными скандалами, которых и без того уже достаточно.

Ну, представьте себе, что всех башкирских школьников заставят петь «Я — русский»? И аналогично поступят с Чечней, Ингушетией, Бурятией и так далее? В этих регионах сразу же начнутся провокации, может и до беспорядков дойти, да вообще до чего угодно, до серьёзного обострения социальной обстановки по всей стране. Я бы лично посоветовал нашим законодателям трижды, четырежды подумать прежде, чем принимать решения.

«СП»: Неужели в Госдуме и профильных министерствах этого не понимают? Или «наверху» уже все равно, лишь бы выдать на-гора очередную «патриотическую» инициативу? Как говорится, хватаются за соломинку, чтобы хоть что-то сделать в сфере молодежной госполитики и идеологии?

— А у нас сейчас, согласно статьи 13 нашей Конституции, хоть какой-то идеологии государственной нет вообще, она попросту запрещена. Это было закреплено в свое время под давлением американских советников.

Но без государственной идеологии в воспитании молодежи ни одна страна существовать не может, это нонсенс. Я считаю, не худо бы это упущение исправить. В свое время граф Уваров предложил очень простую и четкую идеологию — православие, самодержавие, народность. Вот и сегодня надо говорить, о чем-то подобном. Разработка подобной платформы, конечно, дело соответствующих политструктур и экспертов, но я бы лично предложил в «уваровском» духе — духовность, нравственность и патриотизм.

Граждане нашей страны должны быть духовно богатыми. Они должны быть высоконравственными, а то сегодня сплошь и рядом безнравственность на всех уровнях. Наконец, они должны быть патриотами своей страны.

А сейчас для детей выбирать в качестве идеологов всяких «шаманов» — значит, ставить телегу впереди лошади. Сначала внятная идеология должна появиться, а уже потом под нее надо подбирать конкретные инструменты конкретных идеологов.

«СП»: Если каким-то образом будет принято решение о включении творчества Олега Газманова и Ярослава Дронова в школьные программы по музыке, как может быть реализована эта инициатива чисто технически?

— Технически это может произойти следующим образом — Госдума принимает решение, издается соответствующий указ, который должно продублировать своим распоряжением Министерство просвещения. Затем станут спускать директивы в региональные департаменты и министерства. На местах будут долго думать, как это все делать, а, может, и не делать вовсе. В итоге может возникнуть целая масса проблем и недоразумений, кто-то может и вообще отказаться выполнять эти рекомендации.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Если заставить школьников Татарстана, Башкирии, Чечни гордо петь «Я — русский», то на единстве народов России можно ставить крест.