Министерство просвещения активизировало работу по формированию культурного и патриотического сознания школьников. После недавнего предупреждения учебных заведений о книгах авторов, признанных иностранными агентами, ведомство создало специальную рабочую группу. Её задача — определить перечень патриотических песен, которые будут рекомендованы для изучения и исполнения в школах. Пока не решено, станут ли эти композиции частью уроков музыки или будут разучиваться в рамках внеурочных занятий «Разговоры о важном».
1. Экспертный состав и исторический контекст
В состав новой группы вошли известные деятели культуры: оперный певец Ильдар Абдразаков, дирижер Валерий Гергиев, ректоры ведущих творческих вузов, депутаты и популярные музыканты, такие как Олег Газманов и SHAMAN (Ярослав Дронов). Эта инициатива возвращает нас к советской практике, когда патриотические песни были неотъемлемой частью школьной жизни, а между классами регулярно проводились соответствующие конкурсы.
Однако отношение детей к такой «обязаловке» было неоднозначным. Многие школьники предпочитали творчество рок-групп вроде «Машины времени» или «Землян», а патриотический репертуар Владимира Высоцкого, вопреки его глубине, часто оставался за рамками официальной программы. В перестроечные годы учителя музыки стали обращаться к творчеству Виктора Цоя или поп-исполнителей, что отражало смену эпох.
2. Мнения экспертов: единый стандарт vs. органичное восприятие
Идею введения единого песенного репертуара поддерживает председатель Русского литературного общества Александр Чистяков. Он проводит аналогию с едиными учебниками по истории, русскому языку или математике, считая, что и в сфере культуры должен быть общий для всех стандарт. При этом он полагает, что родители вряд ли будут возражать, а вот «продвинутые» бабушки и дедушки, воспитанные на музыке перестройки, возможно, захотят учить внуков другим песням — но это, по его мнению, можно делать в семейном кругу.
Более скептически к инициативе относится кинорежиссер и музыкант Александр Строев. Он задается ключевым вопросом: можно ли навязать патриотизм через утвержденный сверху список песен, не вызвав у детей отторжения, как это иногда бывало в советское время? По его мнению, чувство любви к Родине нужно именно прививать, делая его органичной частью личности, а не формальной обязанностью.
3. Главный вопрос: чей выбор действительно важен?
Строев ставит под сомнение, должны ли в обязательный репертуар автоматически попадать популярные, но, возможно, конъюнктурные хиты современных исполнителей. Он предлагает принципиально иной подход к формированию списка.
Критерием истинной силы песни, по его мнению, является её способность поддерживать человека в экстремальных, пограничных ситуациях. Поэтому логично спросить самих участников специальной военной операции: какие мелодии и строки приходили им на ум в критические моменты, вселяли courage и силу духа? Именно те, кто прошел через испытания и «устоял перед лицом смерти», могут достоверно засвидетельствовать, какие песни обладают силой молитвы или заповеди.
Свои рассуждения Строев подкрепляет личным опытом общения с ранеными бойцами в госпиталях. Их ответы, уверен он, и должны стать основой для формирования по-настоящему значимого песенного репертуара.
4. Песня как поступок: пример из жизни
В подтверждение своей позиции Строев приводит поразительный пример. Во время трагических событий в «Крокус Сити Холле» в марте 2024 года один из заложников, оказав сопротивление террористам и спасая жизни, руководствовался строками из «Баллады о борьбе» Владимира Высоцкого, которую разучил в детстве с бабушкой. В этом случае слово из песни буквально воплотилось в дело и принесло спасение. Этот пример, по мнению режиссера, ярко показывает, какая музыка действительно способна формировать характер и готовность к подвигу.
Таким образом, дискуссия о патриотических песнях в школах вышла за рамки простого составления списка. Она затрагивает более глубокие вопросы: что такое настоящий патриотизм, как его воспитать и чей голос — экспертов из министерства или простых защитников Отечества — должен быть решающим при выборе духовных ориентиров для молодого поколения.
Обратите внимание: Настоящая причина, по которой Шерлока могут отменить.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: «Только устоявшие перед лицом смерти могут достоверно засвидетельствовать силу духа песни, как молитвы и заповеди».