Неравенство доходов в России: почему перераспределение сверхприбылей олигархов необходимо для социальной стабильности

Данные Росстата свидетельствуют о тревожной тенденции: социальное неравенство в России не только сохраняется, но и возвращается к докризисным, «досанкционным» показателям. В предстоящий период эта проблема может стать ключевым вызовом для внутренней стабильности страны, и игнорирование её чревато серьёзными социальными потрясениями.

1. Статистика подтверждает рост разрыва

Ожидается, что к концу 2024 года коэффициент Джини, измеряющий концентрацию доходов, вырастет до 0,408, практически достигнув уровня 2021 года (0,409). Ещё более показателен коэффициент фондов, отражающий разрыв между 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. За год он увеличился с 14,8 до 15,1, также приблизившись к значению 2021 года (15,2). Эти цифры опровергают надежды на то, что рост зарплат в ВПК и у военнослужащих сможет кардинально изменить картину распределения доходов в обществе.

2. Иллюзия благополучия и реальные проблемы

Хотя часть общества, включая квалифицированных рабочих, действительно ощутила рост доходов, параллельно стремительно богатеет узкая прослойка нуворишей. Речь идёт о поставщиках для армии, подрядчиках и тех, кто извлекает сверхприбыли из военных заказов. В результате, несмотря на общий рост экономических показателей, глубинный дисбаланс в доходах различных социальных групп не только сохраняется, но и усугубляется. Объявление Росстатом о средней зарплате в 88 тысяч рублей лишь маскирует реальность, в которой люди болезненно сравнивают своё положение с положением быстро богатеющего меньшинства.

Исторический опыт показывает, что затяжное молчание и терпение населения — ненадёжный фундамент для стабильности. Российский менталитет, при котором люди редко открыто требуют повышения оплаты труда, не отменяет накопления социального недовольства, которое в прошлом не раз выливалось в острые кризисы.

3. Почему рыночные механизмы не справляются?

Левые политические силы годами предлагают меры по снижению неравенства, однако доминирующие в правительстве экономические либералы блокируют эти инициативы, стремясь сохранить наследие рыночных реформ 1990-х. Когда рыночная модель не даёт справедливого для всего общества результата, закономерно встаёт вопрос об усилении регулирующей роли государства. Первым шагом в этом направлении стало повышение МРОТ, однако этого явно недостаточно.

4. Госсектор как точка роста

Системной мерой могло бы стать реформирование оплаты труда в государственном секторе, где занято 42% всех работающих россиян. Удвоение доходов этой огромной группы привело бы к мультипликативному эффекту для всей экономики и создало бы давление для роста зарплат в частном секторе. Ключевая проблема сегодня — вопиющая разница в оплате труда специалистов одинаковой квалификации в разных регионах, а также вольность руководства в назначении себе многомиллионных бонусов.

Идеальным решением выглядит переход к единой тарифной сетке для госслужащих с базовым окладом от МРОТ и градацией по квалификации и региональным коэффициентам. Власти, судя по всему, осознают эту необходимость: обсуждаются пилотные проекты для учителей, а президент говорит о важности распространения новой системы на всех бюджетников.

Обратите внимание: Генсек НАТО призвал Грузию активнее готовиться к вступлению в альянс.

5. От благих намерений к реальным действиям

Однако, как часто бывает в России, между заявлениями и их реализацией лежит пропасть. Майские указы и национальные проекты нередко остаются на бумаге. Планы по внедрению новой системы оплаты труда к 2026-2027 годам пока выглядят туманно и напоминают прежние «бумажные» повышения, не менявшие реального положения дел.

Более того, простое перераспределение существующего фонда оплаты труда внутри госсектора (например, за счёт сокращения расходов на пенсии или оборону в пользу учителей) не решит проблему глобального неравенства. Это будет лишь дележ одного апельсина между многими претендентами. Чтобы изменить ситуацию кардинально, необходим рост общего объёма средств, направляемых на социальные нужды.

6. Где взять ресурсы для справедливости?

Ответ лежит на поверхности: источником средств должно стать перераспределение сверхдоходов наиболее обеспеченного слоя населения в пользу тех, кто обеспечивает функционирование государства. Речь идёт о целенаправленном снижении коэффициента Джини до социально приемлемого уровня.

В качестве ориентира можно взять показатели СССР конца 1980-х (0.27-0.29), где разрыв в доходах 10% самых богатых и бедных составлял всего 5.6 раз, а не 15, как сегодня. Если же эта модель кажется утопичной, то примером могут служить современные европейские страны: коэффициент Джини в Беларуси — 24, в Финляндии — 27.7, в Германии — 32.4. Россия с её 0.408 явно отстаёт от этих стандартов социальной справедливости.

Такой масштабный процесс должен быть легитимным и опираться на комплекс законодательных мер: от изменений в законы о недрах и стратегических отраслях до ужесточения налогового законодательства для корпораций и борьбы с офшорами. Власти обладают всеми необходимыми инструментами. Вопрос лишь в наличии политической воли.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Олигархам и нуворишам лучше поделиться сверхдоходами со всем обществом, нежели гнев народный провоцировать.