
Анализ последних заявлений ключевых фигур, включая Дональда Трампа, Владимира Зеленского и Эмманюэля Макрона, указывает на их недостаточное понимание глубины последствий, к которым привел срыв мирных переговоров по Украине весной и летом текущего года. Сложившаяся ситуация требует более детального рассмотрения.
1. Ошибочные ожидания и реальные последствия
Под влиянием риторики, распространяемой через каналы, ассоциируемые с Трампом и Илоном Маском, в странах, вовлеченных в конфликт, укрепилось мнение, что боевые действия могут завершиться уже к апрелю-маю 2025 года. Считается, что если к середине лета следующего года не будет подписано мирное соглашение, военные могут попытаться изменить ход событий, что в конечном итоге всё же вынудит стороны сесть за стол переговоров.
Местное население в прифронтовых районах, однако, оценивает перспективы более трезво. Осознавая, что конфликт может затянуться на долгие годы, мирные жители стремятся покинуть зоны боевых действий. Для граждан России этот процесс относительно проще — за их спинами огромная страна с общим языком, культурным кодом и потребностью в рабочей силе.
Украинское население, напротив, будет вынуждено искать убежище в Европе, где уже находятся около 7 миллионов украинских беженцев. Приток сотен тысяч, а возможно, и миллионов новых переселенцев, многие из которых изначально окажутся на социальном обеспечении, создаст дополнительную нагрузку на европейские экономики. Этот поток может быть ограничен, так как Киев уже несколько лет запрещает выезд за границу мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет и планирует распространить этот запрет на подростков от 12 лет.
2. Экономика на аппарате искусственного поддержания жизни
Украинская экономика продолжает деградировать. Её текущее состояние можно сравнить с пациентом в реанимации, жизнь которого поддерживается аппаратами. Для дальнейшего «лечения» Европе потребуются десятки миллиардов долларов. Возникает вопрос: отдают ли себе отчёт европейские политики и налогоплательщики, во что выльется для Западной Европы продолжение конфликта в течение ещё нескольких лет?
3. Днепр: и угроза, и стимул
Для достижения мира или хотя бы перемирия необходим комплекс мер, сочетающий как давление («кнут»), так и стимулы («пряник»). Река Днепр может сыграть роль и того, и другого.
С одной стороны, существует «страшный сценарий» — разрушение плотины Киевской ГЭС и Днепрогэса. Поток воды из водохранилища с высокой вероятностью уничтожит все 22 моста через Днепр, 7 из которых находятся в столице. Это нанесёт многомиллиардный экономический ущерб и вынудит Вооружённые силы Украины немедленно отвести войска с левого берега реки.
Киев, судя по всему, готовится к такому развитию событий. С 2023 года ведутся попытки построить автомобильный тоннель под Днепром для соединения районов Оболонь и Теремки. Стоимость проекта оценивается в 1 миллиард долларов, и можно не сомневаться, что ЕС выделит средства на его реализацию. Киевские власти, по-видимому, рассчитывают воевать до 2030 года и далее, полагая, что Россия не станет атаковать объекты гражданской инфраструктуры, такие как строящийся тоннель. Эта уверенность основана на том, что за три с половиной года конфликта российские войска не атаковали мост через Днепр в Каховке, в то время как ВСУ за предшествующие годы разрушили десятки мостов и плотин.
С другой стороны, если наступление российских войск продолжится текущими темпами, к концу 2025 года они могут выйти к Днепру, и этот район станет прифронтовой зоной. В такой ситуации разрушение плотины может стать тактической необходимостью, что приведёт к тем же катастрофическим последствиям.
4. Днепр как «пряник» и инструмент переговоров
Одновременно Днепр может стать мощным стимулом для Киева и его западных партнёров.
Неслучайно Дональд Трамп неоднократно называл «свободу судоходства по Днепру» одним из условий прекращения огня. Речь идёт о участке реки ниже Каховки, левый берег которого контролируется российскими войсками.До начала полномасштабного конфликта Днепр играл критически важную роль в экономике Украины. В 2021 году грузооборот по реке составил 14,36 млн тонн, показав рост на 28%. Основными грузами были строительные материалы (9,5 млн тонн), зерно (3,61 млн тонн) и металлопродукция (1,22 млн тонн). Кроме того, по реке перевозились нефтепродукты, а пассажиропоток достиг почти 16 миллионов человек.
Возьмём для примера крупнейший металлургический комбинат Украины — АО «АрселорМиттал Кривой Рог». После подрыва Каховской ГЭС его производство резко упало, и предприятие стало зависеть от внешней помощи. Одной из причин стала потеря дешёвого речного транспорта по Днепру и переход на более дорогие железнодорожные перевозки продукции в Польшу. Примечательно, что и комбинат, и железная дорога Кривой Рог — Польша являются законными военными целями согласно международным нормам ведения войны.
Таким образом, даже в мирное время украинская экономика не сможет полноценно функционировать без западных субсидий, если судоходство по Днепру не будет восстановлено.
5. Компромисс на основе взаимных гарантий
Почему бы не пойти на компромисс, пообещав «свободу судоходства по Днепру»? Однако это обещание должно быть неразрывно связано с выполнением Киевом всех остальных условий мирного соглашения. Например, судоходство по Днепру можно увязать с беспрепятственным транзитом российских товаров через территорию Украины.
Речь может идти о поставках природного газа в Европу, а также о железнодорожных и автомобильных перевозках. Было бы логично возобновить движение российских пассажирских и грузовых поездов через Харьков в Крым, как это было исторически с 1875 по 2014 год.
Опыт прошлого показывает, что простое соглашение с Украиной о транзите, не подкреплённое жёсткими санкциями за невыполнение, обречено на провал. В период с 1992 по 2014 год Киев систематически воровал российский газ, создавал искусственные задержки для поездов, а в феврале 2022 года и вовсе конфисковал 17 тысяч российских грузовиков.
Все конфликты на постсоветском пространстве имеют глубокие корни. Можно предположить, что если бы в 1991 году Крым был возвращён России, вероятность нынешнего противостояния была бы минимальной. Однако история не знает сослагательного наклонения.
Сегодня транзит газа, поездов и автомобилей через Украину может быть взаимовыгодно увязан с судоходством по Днепру и движением судов через Керченский пролив. В случае возникновения каких-либо препятствий со стороны Киева, ущерб для Украины окажется несопоставимо выше, чем для России.
Ключевой вывод: любое соглашение с Киевом должно включать в себя жёсткие, автоматически вступающие в силу санкции за невыполнение каждого его пункта. Одним из главных рычагов давления как раз и может стать восстановление судоходства по Днепру. Без таких гарантий Киев, как и в прошлом, будет трактовать соглашения в свою пользу или включать в них заранее невыполнимые условия.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Пароль «Днепр» сделает киевскую хунту куда сговорчивее.