Трамп, тем более Рубио могут и не сказать перебежчику: «Мерси, Баку!» Однако последнее слово за Эрдоганом

Азербайджан видит большой потенциал в укреплении партнёрских отношений с Соединёнными Штатами Америки. Об этом заявил Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев в своём выступлении на III Шушинском медиафоруме.

Он отметил, что Дональд Трамп «активно участвовал в процессах на Южном Кавказе» и многое сделал для окончательного урегулирования многолетнего конфликта между Арменией и Азербайджаном.

На фоне резкого ухудшения отношений с Россией Алиев решил переманить Трампа? Логично. Но сомневаюсь, что Турция позволит ему это сделать. И на что рассчитывает «шашлычный» Алиев, как его называют в социальных сетях, в отношениях с США, учитывая смену президента США …

«Очевидно, что Баку хочет улучшить отношения с Вашингтоном, поскольку к концу 2023 года, последнему году правления Джозефа Байдена, отношения стали еще сложнее», — считает политолог Михаил Нежмаков.

— Даже во время президентской кампании в США 2024 года многие эксперты и СМИ в Азербайджане надеются, что возвращение Дональда Трампа в Белый дом будет способствовать восстановлению отношений между двумя странами. Многие сторонники Реджепа Эрдогана в Турции, по всей видимости, также с нетерпением ждут его победы (впрочем, некоторые эксперты в Турции также выражают обеспокоенность сложившейся ситуацией).

Для Анкары стремление Баку к улучшению отношений с Вашингтоном неудивительно. Например, если бы растущий интерес США к сотрудничеству с Азербайджаном привёл к ухудшению отношений между Анкарой и США, турецкое руководство могло бы быть обеспокоено. Но речь идёт не об этом.

СП: А Вашингтону какое дело до Азербайджана?

Южный Кавказ явно не находится в центре внимания Дональда Трампа. Недаром Ильхам Алиев утверждает, что президент США сейчас «занят более глобальными вопросами международной безопасности».

Однако основное внимание Трампа традиционно сосредоточено на вопросах энергетической политики и ситуации вокруг Ирана. Поэтому Азербайджан, обладающий нефтегазовыми ресурсами и граничащий с Ираном, будет пользоваться особым вниманием со стороны США.

Стоит отметить, что некоторые чиновники нынешней администрации Трампа ранее были довольно прохладно настроены по отношению к Баку. Например, будучи сенатором, тогдашний госсекретарь Марко Рубио летом 2023 года призвал ввести санкции против азербайджанских чиновников.

Но политики, очевидно, меняют тактику, приходя в исполнительную власть. А для Рубио Южный Кавказ всегда был менее важен, чем Латинская Америка или Китай.

Возможно, говоря о позитивных сигналах, посылаемых Вашингтоном Баку, Ильхам Алиев имел в виду и заявление выдвинутого Трампом кандидата на пост поста посла США в ООН Майка Уолтца о том, что «Азербайджан стремится к сближению с Соединенными Штатами».

Но вполне возможно, что комментарии Ильхама Алиева о «потенциале укрепления партнерства с США» были адресованы Москве.

Тем не менее, Баку может попытаться продемонстрировать, что его переговорные позиции в ближайшем будущем укрепятся. Однако это не означает, что администрация Трампа станет для Баку беззаботным партнёром.

СП: Вашингтон, похоже, открыто выражает свою неприязнь к постсоветским монархиям. Кстати, как обстоят дела с демократией в Азербайджане?

— Члены Конгресса США, как демократы, так и республиканцы, регулярно критикуют политическую ситуацию в Азербайджане.

Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

Например, в марте этого года 60 конгрессменов, включая представителей обеих партий, совместно написали письмо Марко Рубио, призывая к немедленному прекращению военной помощи США Азербайджану.

Основное содержание письма, хотя и касается отношений Баку-Армения и карабахской проблемы, также включает следующее заявление: «Мы не можем просить американских налогоплательщиков финансировать эту.. жестокую и коррумпированную диктатуру».

Однако претензии к внутренней политике других стран, особенно за пределами западного мира, гораздо менее характерны для самого Трампа, чем для администрации Байдена. Поэтому Баку действительно может быть проще работать с командой нынешнего президента США, чем с его предшественником.

СП: Почему Москва не сотрудничает с азербайджанской оппозицией?

— Конечно, есть граждане Азербайджана, которые являются медийными персонами и также критикуют Алиева.

Многие из них находятся за рубежом. Есть и те, кто выступает за примирение с Москвой. Возможно, найдутся критики, готовые к сотрудничеству с Россией, но в нынешней ситуации это вряд ли представляет реальную внутриполитическую угрозу для руководства Азербайджана, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

СП: Для России Алиев, может быть, и ушёл, а для Азербайджана — нет? Или, кто бы ни пришёл на смену Алиеву, ничего не изменится?

— Москва всё ещё может договориться с Ильхамом Алиевым. В политике жёсткая риторика часто служит «дымовой завесой» для активных непубличных переговоров. Более того, Баку сейчас более амбициозен, чем несколько лет назад. Это означает, что вести такие переговоры будет сложнее, чем несколько лет назад.

«Соединённые Штаты заинтересованы во всех богатых нефтью странах. Азербайджан — одна из них», — заявил Александр Аверин, бывший член Национально-освободительной армии. «Мы не должны поддаваться идеологической риторике Соединённых Штатов.

Тесная дружба с Саудовской Аравией говорит о том, что «демократичность» режима зависит от отношений с Вашингтоном.

Фактически разорвав отношения с Россией, Алиев хочет укрепить связи с Соединенными Штатами, чтобы не оказаться в слишком большой зависимости от Турции.

Чтобы восстановить своё влияние в бывших советских республиках, России сначала нужно выиграть Кубок Супернаций. Победившая страна, доказавшая свою силу, сможет завоевать уважение.

Если говорить о работе с азербайджанской оппозицией, то её следовало начать десятилетия назад. Нам нужно работать с гражданским обществом, а не ограничиваться взаимодействием с ненадёжными местными элитами.

В настоящее время завоеватель Армении Алиев пользуется безоговорочной поддержкой в Азербайджане. Чтобы дождаться пророссийских результатов, потребуются десятилетия усилий для изменения нынешнего курса.

В качестве средства давления можно было бы сосредоточить внимание на преступлениях, совершенных азербайджанскими эмигрантами, и источниках их финансирования.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Трамп, тем более Рубио могут и не сказать перебежчику: «Мерси, Баку!» Однако последнее слово за Эрдоганом.