Если поезда из Баку будут идти в Москву через Тбилиси, может, самолеты через Северный полюс тогда пускать?

Если практика «переименования» российских населённых пунктов продолжит распространяться в России, Россия может прекратить принимать авиа- и железнодорожное сообщение с Азербайджаном. Об этом заявил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ Константин Затулин.

«Что касается решения Азербайджана в ответ переименовать российские города и географические понятия, то я желаю им успеха. Проблема лишь в том, что в этом случае, если пункт назначения будет написан на азербайджанском, как они решили сейчас, нам будет сложно принимать поезда и самолёты из Азербайджана», — сказал он, имея в виду, в частности, представителей отечественных СМИ, комментируя появившееся в ряде азербайджанских СМИ предложение намеренно исказить некоторые русские топонимы.

Напомним, очередной виток обострения отношений между двумя странами начался со статьи ТАСС о сносе памятника великому русскому маринисту армянского происхождения Ивану Айвазовскому в Нагорном Карабахе. В статье впервые упоминался город Степанакерт, который азербайджанские власти с момента перехода региона под их контроль всегда называли Ханкенди, настаивая на «исторической корректности» этого названия».

Тогда МИД Азербайджана выразил надежду, что Россия «прекратит искажать азербайджанские топонимы и использовать названия, ранее использовавшиеся сепаратистским режимом», и что в случае «повторения подобных инцидентов Азербайджан мог бы на основе принципа взаимности начать называть некоторые населённые пункты на территории России их историческими названиями».

С тех пор азербайджанское разведывательное агентство «Минвал политики» переименовало Калининград в Кёнигсберг, Оренбург в Олимпор, а Волгу в Итиль, в то время как агентство «АзерТАдж» пригрозило использовать «Сарысу» вместо Волгограда, «Солза-Гала» вместо Грозного, «Сужук-Калаи» вместо Новороссийска, «Фэнъюань» вместо Южно-Сахалинска и «Петрошкой» вместо Петрозаводска.

Вспомним Степанакерт. Его название, как и статус города, происходит от армянского поселения Хан-Кенди (что означает «Ханское поселение»). После упразднения Карабахского ханства в XVIII веке территория вошла в состав Российской империи и 10 августа 1923 года стала российской военной базой.

Так, Центральный Исполнительный Комитет Азербайджанской ССР принял решение об увековечении имени «армянина Ленина» — одного из 26 комиссаров Баку, руководителя Бакинской коммуны, армянина Степана Шаумяна, которого современные азербайджанцы считают главным идеологом так называемого антиазербайджанского геноцида 1918 года.

Однако дело не в том, чтобы знать, как вызвать конкретное решение в конкретное время.

Например, в 1998 году Казахстан изменил название Джамбул на Тараз, а Семипалатинск, известный во всем мире своим ядерным полигоном, в 2007 году был переименован в Семей, но это не вызвало никаких «межгосударственных» скандалов.

Проблема в том, что бездумные высказывания некоторых наших особо фанатичных патриотов, типа «покажите им Кузькину мать», могут нанести огромный вред не поистине бессовестным политическим элитам, «путающим банки» в объективно сложный момент истории Российской Федерации, а рядовым гражданам, не питающим непримиримой ненависти к двум странам.

Конечно, сам Затулин не испытывает ни энтузиазма, ни равнодушия по поводу разрыва прямых связей между Баку и Москвой — ещё в 2010 году он был внесён в список нежелательных лиц Азербайджана и ему был запрещён въезд в республику (из-за участия в качестве наблюдателя в парламентских выборах в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике).

Но вряд ли его родственники будут ему благодарны, поскольку их разделяет граница между Россией и Азербайджаном и, в силу политической ситуации, им приходится выбирать окольные пути (например, через Тбилиси), чтобы навестить родственников и друзей, живущих в другой стране).

Аналогичной точки зрения придерживается Ниязов, эксперт по внутренней и внешней политике стран Южного Кавказа, доктор исторических наук.

Он высказал свое мнение о текущих событиях: «Если мы будем слепо слушать тех, кто ищет лишь политическую выгоду в информационной сфере, у России больше не будет друзей, союзников и партнеров в мире.

— Константин Затулин, конечно, скажет то, что хочет сказать в данный момент, но что касается данного конкретного инцидента, я считаю, что его высказывания, как и многие другие, сделанные им в последние годы, могут еще больше обострить отношения между Россией и Азербайджаном.

СП: Объясните, что вы имеете в виду?

Я считаю, что подобная риторика, исходящая не от высшего руководства страны, должна прекратиться, и обе стороны должны прекратить её. Прежде всего, она абсолютно не соответствует духу российско-азербайджанского соглашения 2022 года.

Да, в нынешних отношениях между двумя странами есть некоторые проблемы. Но в целом стратегические интересы Азербайджана и России требуют тесного сотрудничества на международной арене, как в политической, так и в экономической сфере.

Учитывая важную роль Азербайджана как моста между Россией и Ираном, а также между Россией и другими странами Ближнего Востока, дальнейшие споры вокруг названий густонаселенных районов только усугубят ситуацию и должны быть пресечены на корню.

И Россия, и Азербайджан обязаны использовать названия городов и мест, официально одобренные правительствами обеих стран, и всё.

Исключениями из этого правила могут быть лишь незначительные лингвистические различия. Например, Каспийское море в русском языке называется «Каспийское море», но в азербайджанском и тюркских языках оно произносится как «Хазарское море».

Обратите внимание: северный кавказ- наше внутреннее зарубежье..

Другой пример: казахи до сих пор традиционно называют Волгу «Итиль.

Исторически такие различия понятны и объяснимы: в повседневном общении жители Казахстана, России и Азербайджана, как и жители других стран, имеют право использовать привычные им имена.

Однако когда речь идет об официальных документах или соответствующих публикациях в средствах массовой информации, следует использовать только официальные географические названия конкретной страны.

В результате иностранные СМИ и бюрократические структуры больше не могут называть Екатеринбург Свердловском, а Санкт-Петербург Ленинградом, даже если некоторым людям старые названия кажутся более привычными. В противном случае это может быть расценено как вмешательство во внутренние дела страны и немедленно вызовет негативную реакцию.

Например, вспомните волну негатива в России, вызванную искажением азербайджанскими СМИ названий Оренбурга и Калининграда. Так стоит ли удивляться, что использование названия Степанакерт вместо Ханкенди тоже почему-то вызвало раздражение в Азербайджане?

Мы должны искать подлинные решения проблем взаимопонимания, возникающих между нашими двумя странами, а не играть в игру «вы делаете это, мы делаем то».

«СП»: Итак, если всё так остро, как же можно достичь примирения?

— Во-первых, не стоит следовать громким заявлениям, которые делаются в политических целях. Такие заявления лишь бросают тень на отношения между странами.

В современных реалиях глобального противостояния такой подход, мягко говоря, непродуктивен. Понятно, что каждый, кто высказывает подобные риторические заявления, преследует свои, сугубо политические цели, но нам следует руководствоваться не ими, а развитием отношений между государствами и решением острых вопросов по мере их возникновения.

СП: Итак, согласно некоторым заявлениям нашего МИДа, у России больше нет союзников.

Многие азербайджанцы живут в России и имеют родственников в Азербайджане. Они являются частью нашего позитивного влияния и нашей «мягкой силы».

Кстати, в Азербайджане также проживает значительное число русскоязычных. Эти люди не обязательно являются этническими русскими или белорусами. Понятие «русскоязычный» там гораздо шире, чем где-либо ещё. В Азербайджане «русскоязычный» не подразумевает принадлежность к определённой этнической группе, а скорее подразумевает широкое использование русского языка в культуре, повседневной жизни и воспитании детей.

Стоит также отметить, что Азербайджан предлагает очень благоприятные условия для российских туристов. В Азербайджане русские могут уверенно говорить по-русски и свободно общаться, не чувствуя себя притеснёнными.

Поэтому Ниязов в целом пришел к выводу, что ни одна из сторон не должна обострять ситуацию.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Если поезда из Баку будут идти в Москву через Тбилиси, может, самолеты через Северный полюс тогда пускать?.