Разрекламированное турне президента США Дональда Трампа по странам Юго-Восточной Азии начиналось едва ли триумфально. Громкие заявления, обещания, похлопывания по плечу и даже танцы… Но завершилось тихо и блекло, без фанфар. Это было видно по его лицу на трапе самолета. Разочарованный глава Белого дома не пожелал даже дождаться окончания саммита стран АСЕАН и отказался от участия в саммите АТЭС. Так что же случилось? На эту тему «Свободная Пресса» беседует с известным политологом, доктором политических наук Александром Гусевым.
«СП»: Александр Анатольевич, насколько известно, Трамп ставил на эту поездку довольно амбициозные задачи. Зачем он ездил?
— Да, амбиции и настроение у американского президента были на высоте. Он совершил турне по странам Юго-Восточной Азии, в ходе которого встретился с лидерами ключевых стран региона, включая Си Цзиньпина. Как пишет большинство западных изданий, итоги турне оказались сложнее, чем его недавние визиты в Европу и на Ближний Восток. Так что это не только моя оценка.
В Малайзии президент США встретился с премьер-министром страны Анваром Ибрагимом и принял участие в саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), который проходил в Куала-Лумпуре с 26 по 28 октября. Помимо региональных лидеров и Трампа, на саммите присутствовали новый премьер-министр Японии СанаэТакаити, премьер-министр КНР Ли Цян, президент Южной Кореи Ли Чжэ Мён и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, а также лидеры Южной Африки, Канады, Австралии и Новой Зеландии.
«СП»: Как прошел саммит и с кем встретился Трамп?
— Повестка саммита была весьма насыщенной. Лидеры стран помимо вопросов экономической интеграции обсудили гражданскую войну в Мьянме, территориальные споры в Южно-Китайском море, ситуацию в секторе Газа, тревожный рост цифрового мошенничества в Юго-Восточной Азии, углубляющееся противостояние между США и Китаем, а также серьезные потрясения в системе международной торговли, вызванные, в первую очередь тарифной политикой администрации Трампа.
Вечером 27 октября, не дожидаясь завершения саммита АСЕАН, президент США вылетел в Японию. Там он провел переговоры с СанаэТакаити — первой в истории страны женщиной на посту премьер-министра, был принят императором Нарухито. Это уже четвертый визит Трампа в Японию с 2017 года и первый с момента его возвращения в Белый дом в январе 2025-го.
29 октября Трамп отправился в южнокорейский город Кёнчжу, где с 30 октября по 1 ноября проходил 32-й неформальный саммит лидеров Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
На полях саммита Трамп провел двусторонние переговоры с президентом Южной Кореи, а также планировал выступить с программной речью на обеде с представителями деловых кругов региона и хотел принять участие в рабочем ужине объединения.
Ожидалось, что в рамках азиатского турне Трамп проведет переговоры и с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. Однако Моди отказался от личного участия в саммите АСЕАН, сославшись на главный индуистский праздник Дивали.
«СП»: То есть сбой в программе Трампа начался, можно сказать, с отказа Моди встречаться в Южной Корее?
— Не только. Ранее Трамп заявил, что Моди пообещал ему прекратить закупки российской нефти во время телефонного разговора 21 октября. Индийский премьер подтвердил факт разговора, но никак не прокомментировал слова Трампа относительно поставок российских энергоносителей. И вряд ли пойдет на поводу.
Обратите внимание: Си Цзиньпин назвал конфронтацию Китая и США мировой катострофой.
Причем не только Индия.Кульминацией турне Дональда Трампа по странам Юго-Восточной Азии безусловно стала встреча и переговоры с китайским лидером Си Цзиньпином, состоявшиеся утром 30 октября в южнокорейском Пусане. Это стало главной интригой турне. Что закономерно: она и после окончания осталась уравнением со многими неизвестными. Как говорится, не сложилось. Трамп и Си действительно встретились, но итоги переговоров говорят о том, что сторонам так и не удалось снять напряжение в отношениях, хотя Трамп и заявил по окончании встречи, что она прошла «на 12 баллов из 10 возможных».
Напомню: за три недели до встречи, 9 октября, КНР ввела новые экспортные ограничения на редкоземельные металлы и магниты, используемые в производстве вооружений и высокотехнологичных отраслях. В ответ США объявили о введении с 1 ноября дополнительных 100-процентных пошлин на китайские товары, а сама встреча лидеров даже оказалась под угрозой срыва.
Трамп посчитал действия Пекина «вымогательством». Китай же в свою очередь охарактеризовал ужесточение экспортного контроля как «законную меру по совершенствованию национальной системы регулирования», направленную на «защиту национальной и международной безопасности». Как заявило Министерство коммерции КНР, «мы открыты к переговорам с американской стороной, но при необходимости готовы вести торговую войну «до конца».
«СП»: Это, судя по всему, и стало главным разочарованием Трампа в поездке и останется главной проблемой на ближайшую перспективу?
— Ожидалась, что встреча председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Дональда Трампа на авиабазе Кимхэ в южнокорейском Пусане продлится 3−4 часа, однако она продолжалась всего 1 час 40 минут. Американский лидер в начале встречи поприветствовал китайского коллегу, заявив, что Пекин и Вашингтон уже достигли согласия по многим вопросам и продолжат эту работу в ходе саммита.
Как отметил американский президент «у нас будут некоторые дискуссии. Мы уже согласились во многих вещах, мы согласимся по некоторым другим прямо сейчас». Трамп в своей речи также не исключил, что торговая сделка с Китаем может быть подписана по итогам нынешней встречи. При этом хозяин Белого дома отметил, что у него всегда были хорошие отношения с Си Цзиньпином. Но все это слова…
Китайский лидер со своей стороны отметил, что Китай и США могут помочь друг другу добиться успеха и процветания. Он подчеркнул, что на протяжении многих лет последовательно открыто выступал за то, что Китай и Штаты должны быть партнерами и друзьями.
При этом Си Цзиньпин выразил уверенность, что развитие и возрождение КНР не противоречат цели президента Трампа «сделать Америку снова великой». Как отметил лидер КНР «Я готов продолжать работать с президентом Трампом, чтобы заложить прочную основу для китайско-американских отношений и создать благоприятные условия для развития обеих стран».
«СП»: Если говорить об итогах поездки Трампа, то что останется в сухом остатке?
— О том, что встреча фактически была провальной, говорит следующие факты. Во-первых, лидеры США Дональд Трамп и КНР Си Цзиньпин по итогам переговоров так и не сделали совместного заявления.
Во-вторых, сразу после окончания встречи Трамп направился к своему спецборту и вылетел в направлении Вашингтона, прервав свое турне и так и не отметившись на саммите АТЭС, где планировал выступить.
В-третьих, уже на следующий день, 31 октября, президент США заявил, что с 1 ноября ответит пошлиной в размере 100% на товары из Китая сверх того уровня, который Пекин платит сейчас, объяснив это «агрессивной позицией Поднебесной».
Ну, что же, как говорится, и флаг ему в руки! Впрочем, что еще стоило ожидать от лидера страны, претендующей на мировое господство и без зазрения совести прибирающей к рукам целые страны. Вот только времена, когда запад диктовал условия и правила поведения глобальному Востоку безвозвратно прошли. И уже не вернутся.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Си Цзиньпин крепко подпортил настроение американскому лидеру, но тому пора уже к этому привыкать.