1. Учреждение новой памятной даты
Депутат Государственной Думы от «Единой России» Ольга Тимофеева сообщила о важном решении: битва за Кавказ (1942-1943 гг.) внесена в календарь дней воинской славы России. Первое официальное празднование назначено на 9 октября текущего года. По словам парламентария, это восстановление исторической справедливости, поскольку масштабы этого сражения — 442 дня боёв на фронте протяжённостью 1000 км — сопоставимы со Сталинградской битвой.
2. Пробелы в исторической памяти
Для многих граждан, даже хорошо знающих историю Великой Отечественной войны, «битва за Кавказ» не является таким же узнаваемым и значимым событием, как оборона Москвы, Сталинградская или Курская битвы. При более глубоком изучении становится понятно, что это был скорее комплекс оборонительных и наступательных операций на огромной территории, в ходе которых под немецкую оккупацию попали такие города, как Элиста, Майкоп и Моздок.
3. Сложные страницы истории и политика памяти
В советское время события на Кавказском направлении освещались скупо. Причины этого носят деликатный характер. Во-первых, боевые действия там развивались не в пользу Красной Армии, а неудачи в официальной историографии не приветствовались. Во-вторых, против СССР воевали не только немцы, но и войска сателлитов, включая словацкие части, о чём в эпоху дружбы с социалистической Чехословакией предпочитали не упоминать.
Особую чувствительность теме придают народные предания о сотрудничестве отдельных представителей кавказских народов с оккупантами, самым известным из которых является легенда о «подарке Гитлеру — белом скакуне». Эти narratives, а также последующие сталинские депортации целых народов, создают сложный исторический контекст, публичное обсуждение которого сегодня чревато обвинениями в экстремизме.
4. Война как «гражданская религия» и проблема национального единства
В современной России память о Великой Отечественной войне приобрела статус «гражданской религии» — духовной скрепы, охраняемой законом. На этом фоне инициатива по учреждению нового дня воинской славы выглядит неоднозначно. Автор подчёркивает, что не ставит под сомнение героизм советских солдат и не поддерживает теории о «поголовном предательстве» каких-либо народов. Он напоминает, что большинство из примерно миллиона советских коллаборационистов были этническими славянами.
Главный вопрос заключается в целесообразности и мотивах. Современная власть, стремясь к консолидации многонационального государства, пытается создать общий патриотический нарратив. Однако для народов Северного Кавказа, всё больше ориентирующихся на собственные традиции, такие «навязанные» победы могут быть неактуальны. Это вызывает ассоциации с Днём народного единства 4 ноября — праздником, чей смысл остаётся размытым для большинства граждан.
5. Хронологические и смысловые нестыковки
С исторической точки зрения также возникают вопросы. Согласно данным, ключевые события, определившие исход борьбы за Кавказ, происходили под Сталинградом. Именно Сталинградская битва, завершившаяся 2 февраля 1943 года, считается коренным переломом в войне и известна всему миру.
6. Заключительный призыв
В финале автор обращается к депутатам с призывом: перестать спекулировать на священной для народа теме Великой Отечественной войны. Учреждение новых памятных дат должно опираться на ясный исторический консенсус и genuine общественный запрос, а не служить сиюминутным политическим задачам по «нацбилдингу».