Изменения в бухучете поставщиков соцуслуг Санкт-Петербурга в 2021 году: переход на субсидии для возмещения затрат

В 2021 году в Санкт-Петербурге произошли существенные изменения в порядке финансирования поставщиков социальных услуг, что напрямую повлияло на организацию их бухгалтерского учета. Вместо прежней системы компенсации недополученных доходов был введен механизм возмещения фактически понесенных затрат.

На примере одного из наших клиентов — коммерческой организации, оказывающей услуги по уходу за инвалидами и пожилыми гражданами, утратившими способность к самообслуживанию, — рассмотрим, как эти нововведения отразились на финансовой отчетности. Деятельность ведется в сотрудничестве с Комитетом по социальной политике (КСП) Санкт-Петербурга.

Ключевым изменением стало принятие Постановления Правительства Санкт-Петербурга №126 от 18 марта 2021 года, которое перевело субсидии из категории компенсации выпадающих доходов в категорию возмещения подтвержденных расходов.

1. Влияние изменений в субсидировании на бухгалтерский учет

До 2021 года бюджетные средства, поступавшие как компенсация недополученной выручки, учитывались поставщиками в составе обычной выручки. Это был относительно простой и понятный механизм.

С переходом на субсидирование затрат подход к отражению этих операций в учете кардинально изменился. Теперь организации обязаны руководствоваться ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Основным инструментом для учета таких целевых бюджетных средств становится счет 86 «Целевое финансирование».

2. Проблема временного лага и ее последствия

Основная сложность, с которой столкнулся наш клиент, связана с существенным разрывом во времени между моментом фактического оказания услуг (и возникновения расходов) и моментом получения денежной компенсации от бюджета. Этот лаг может составлять несколько месяцев.

В результате, в периоды, предшествующие получению субсидии, финансовая отчетность поставщика социальных услуг показывает убытки. Даже временное наличие убытка в отчетности создает серьезные репутационные риски и может осложнить взаимодействие с банками (например, при получении кредитов) и налоговыми органами.

3. Рекомендации аудиторов по решению проблемы

Для корректного отражения операций и нейтрализации негативного эффекта временного лага наша компания предложила клиенту следующий комплекс мер:

1. Закрепление метода начисления в учетной политике. Рекомендуется отражать сумму полагающейся субсидии в момент возникновения права на нее (на дату подписания Акта выполненных работ с получателем услуги). Проводка: Дебет 86 «Целевое финансирование» Кредит 91.01 «Прочие доходы». Это позволяет признать доход в том же периоде, когда были понесены соответствующие расходы.

2. Определение первичного документа. Основанием для отражения задолженности по субсидии (начисления) должен служить подписанный Акт выполненных работ с физическим лицом — получателем социальной услуги.

3. Отражение фактического поступления денег. Когда средства от КСП поступают на расчетный счет, это отражается стандартной проводкой: Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 86 «Целевое финансирование» (закрытие задолженности).

Применение метода начисления при условии, что организация может обоснованно и надежно оценить размер причитающейся субсидии, позволяет сформировать достоверную картину финансовых результатов. Доходы и связанные с ними расходы признаются в одном отчетном периоде, что устраняет искусственные убытки и повышает прозрачность отчетности.

Спасибо за внимание к статье. Если у вас остались вопросы по бухгалтерскому учету или аудиту в данной сфере, задавайте их в комментариях.

#учетная политика #бухгалтерская отчетность #бухгалтерия #налоговая #репутация компании #деловая репутация #бухгалтер #малый и средний бизнес #средний бизнес #крупный бизнес

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Характер субсидий для поставщиков социальных услуг в 2021 году.