Павел I: «жестокая скотина» или жертва обстоятельств? Анализ личности и правления императора

В конце XVIII века Россия представляла собой классическую абсолютную монархию, где вся полнота власти и политический суверенитет были сосредоточены в руках одного человека — самодержца. В этих условиях личность правителя приобретала решающее значение. Каким же императором стал Павел I, которого ещё до восшествия на престол его собственная мать, Екатерина II, назвала «жестокой скотиной»? Была ли эта оценка справедливой или стала следствием сложных семейных и политических отношений?

1. Пророчество Екатерины Великой

Императрица Екатерина II, пришедшая к власти в результате дворцового переворота, с самого начала сложных отношений с сыном видела в нём нежелательного преемника. Многие историки сходятся во мнении, что её стремление передать трон внуку Александру было продиктовано не только политическими разногласиями, но и глубокой личной неприязнью. Екатерина практически не занималась воспитанием Павла, сознательно отстраняла его от государственных дел и, по сути, лишила его законной роли наследника. Эта атмосфера отчуждения и неприятия, в которой рос цесаревич, сформировала его тяжёлый, подозрительный характер и специфические политические взгляды. Современники отмечали, что Павел обладал несомненными способностями к военному делу, наукам и философии, но его личность была омрачена постоянным чувством ненужности и ущемлённого самолюбия. Именно в этом контексте прозвучала знаменитая характеристика, данная ему матерью: «жестокая скотина». Екатерина также предрекала, что если он будет следовать своей программе, то его правление «не долго продлится». В этой фразе содержится оценка как личных качеств Павла, так и его потенциального курса, который императрица считала губительным для страны, уже стоявшей на пороге необходимых преобразований, включая отмену крепостного права и ограничение самодержавия.

2. Наместник Христа на земле: идеология власти Павла I

Долгое ожидание престола (более 25 лет) и комплекс нереализованности привели к тому, что, получив наконец власть, Павел I возвёл идею самодержавия в абсолют. Глубоко верующий человек, он стал искренне считать себя «наместником Христа» на земле, чья власть не нуждается ни в каких земных ограничениях или опорах. Эта идея была зримо воплощена во время его коронации в 1797 году, когда он, подражая византийским императорам, возложил на себя далматик — символ царесвященства. Будучи главой Русской Православной Церкви, он без колебаний принял также титул великого магистра католического Мальтийского ордена, что демонстрировало его восприятие своей власти как надконфессиональной и божественной. Его правительственная система строилась на нескольких ключевых постулатах: «Здесь ваш закон» (указывая на свою грудь), «С людьми надо обращаться как с собаками» и «В России нет значительного человека, кроме того, с кем я разговариваю…». Как писала его невестка Елизавета Алексеевна, для Павла было «безразлично, любят ли его, лишь бы боялись». Унижение окружающих для возвышения собственной фигуры стало его правилом.

Эта идеология была претворена в жизнь с жестокой последовательностью. Когда крестьяне нескольких губерний, неправильно истолковав указ о присяге императору, подняли восстание, считая, что отныне свободны от помещиков, Павел I ответил кровавой расправой с применением артиллерии. Жертвам было отказано в христианском погребении как совершившим «богопротивное преступление». Таким образом, самым страшным грехом в его системе ценностей стало не преступление против Бога или человека, а выступление против государственной власти, персонифицированной в нём — «наместнике Христа».

3. Крах «земного бога»: почему правление Павла было обречено

Политика Павла I, как и предсказывала Екатерина II, быстро привела государство в состояние хаоса. По словам его сына Александра, дела были поставлены «вверх дном». Особенно пострадала армия: за короткое время были отправлены в отставку сотни генералов и тысячи офицеров. Авантюрный поход казачьего корпуса на Индию обрёк тысячи людей на верную гибель. Всеобщее недовольство, страх и ненависть, которые император сеял вокруг себя, привели к закономерному финалу.

В ночь на 11 марта 1801 года «земной бог» был убит в собственной спальне группой заговорщиков-офицеров. Реакция общества на его смерть была красноречивой: как вспоминал современник, «люди возликовали… плакали от радости… обнимались, друг друга поздравляли».

Личность и правление Павла I остаются одними из самых противоречивых в русской истории. Бесспорно, он был человеком жёстким, самовлюблённым, вознёсшим идею собственной власти до абсурдных высот. Но был ли он уникально жестоким на фоне таких правителей, как Иван Грозный или Пётр I? Этот вопрос требует отдельного глубокого изучения. Можно ли назвать его «скотиной»? Скорее, это был трагический продукт своей эпохи и семейной драмы — нелюбимый сын, десятилетиями ждавший своего часа, чтобы, получив наконец корону, попытаться переделать мир по своему болезненному идеалу, что и привело его к гибели.

Поставьте лайк, подпишитесь на мой сайт и обязательно выразите свое мнение в комментариях!

Советую прочитать также:

Как коррупция привела к "Соленому бунту" при Алексее Михайловиче?

Финансовая афера Алексея Михайловича или почему произошел "Медный бунт"?

Ледяная свадьба при Анне Иоанновне: самодурство и тирания

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Был ли Павел i "жестокой скотиной", как его называла Екатерина ii ?.