Аун Сан Су Чжи: дочь революционера, ставшая символом борьбы за демократию в Мьянме

Почему Мьянма, обладающая огромными природными ресурсами, остается одной из самых изолированных и бедных стран мира? Ответ кроется в десятилетиях жестокого военного режима. Сначала почти 30 лет страна страдала от коммунистических экспериментов, а затем еще 20 лет — от беспрецедентной коррупции и открытого грабежа со стороны властей. В результате Мьянма превратилась в государство, где почти ничего нет и почти все запрещено. И именно в таких условиях появилась героиня, чья судьба кажется невероятной в современном мире.

Судьба Аун Сан Су Чжи неразрывно связана с историей ее страны. Ее отец, генерал Аун Сан, был ключевой фигурой в борьбе за независимость Бирмы от Британской империи. Он основал Коммунистическую партию Бирмы и десять лет вел страну к суверенитету, который был окончательно достигнут в 1947 году. Ослабленная Второй мировой войной Британия согласилась на проведение выборов и предоставление независимости. Аун Сан возглавил переходное правительство и участвовал в создании первой конституции страны. Однако трагедия произошла 19 июля 1947 года, когда он и шесть его соратников были убиты в результате заговора правых сил. Его дочери, Аун Сан Су Чжи, в тот момент было всего два года, и ее воспитанием занялась мать.

Жизнь между двумя мирами

13 ноября 2010 года бирманская военная хунта освободила из-под домашнего ареста 65-летнюю Аун Сан Су Чжи. К тому моменту с 1989 года она провела в заключении в общей сложности более 15 лет. Ее освобождение вызвало международный резонанс: президент США Барак Обама назвал ее своим героем, а такие лидеры, как Николя Саркози и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, пообещали следить за соблюдением ее прав. В мировой прессе ее часто называют «диссидентом» и «лидером бирманской демократической оппозиции», но ее история гораздо глубже этих ярлыков.

После гибели отца жизнь Аун Сан Су Чжи сложилась как у представителя международной элиты. Ее мать, работавшая в правительстве, а затем ставшая дипломатом, обеспечила дочери блестящее образование. Аун Сан Су Чжи окончила колледж в Индии, получила степень бакалавра по политологии и экономике в Оксфорде, работала в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке (в то время генеральным секретарем организации был бирманец У Тан). Она вышла замуж за британского ученого-востоковеда Майкла Эйриса, переехала в Великобританию, защитила докторскую диссертацию и родила двух сыновей. До 1988 года она была успешной британской интеллектуалкой с необычным прошлым, а не политическим лидером. Ее превращение в «мать нации» стало во многом случайным, но судьбоносным поворотом.

Поворотный момент: восстание 8888

В 1988 году Аун Сан Су Чжи приехала в Бирму, чтобы ухаживать за тяжело больной матерью. Ее визит совпал с мощными студенческими волнениями, которые переросли в общенациональное восстание против военной хунты, правившей страной с 1962 года. Эти события вошли в историю как «Восстание 8888» (по дате 8 августа 1988 года). Аун Сан Су Чжи не осталась в стороне: 26 августа она впервые выступила на массовом митинге, а в сентябре стала одним из основателей и председателем новой политической силы — Национальной лиги за демократию (НЛД).

Под давлением протестов хунта была вынуждена провести первые за 30 лет парламентские выборы в 1990 году. Результаты оказались ошеломляющими: партия Аун Сан Су Чжи, НЛД, получила 59% голосов и завоевала 80% мест в парламенте. По всем демократическим нормам это означало, что она должна была стать премьер-министром страны.

Цена принципов: аресты и Нобелевская премия

Однако военные отказались признать результаты выборов, аннулировали их и снова арестовали Аун Сан Су Чжи. С тех пор одной из главных задач хунты стало выдворить ее из страны, отправив обратно в Великобританию к мужу и сыновьям. Она неизменно отвергала эти предложения, понимая, что дорога назад будет для нее закрыта. В 1991 году, находясь под домашним арестом, Аун Сан Су Чжи была удостоена Нобелевской премии мира. Награду от ее имени принимали ее сыновья-подростки.

В 2010 году, когда хунта организовала новые, сфальсифицированные выборы, партия НЛД отказалась в них участвовать в знак протеста и была распущена — по бирманским законам партия обязана участвовать в выборах, чтобы сохранить регистрацию. Выступая на первом митинге после освобождения в 2010 году, Аун Сан Су Чжи призывала не к насильственному свержению режима, а к национальному примирению и диалогу, демонстрируя свою приверженность ненасильственным методам борьбы.

Интересное еще здесь: Политика.

Дочь революционера.