В современном информационном пространстве всё чаще звучат призывы от представителей городовых (реестровых) казаков к станичному (природному) казачеству об объединении. Однако за этим, казалось бы, логичным предложением скрывается целый комплекс глубоких противоречий, делающих такое слияние крайне проблематичным, если не невозможным.
1. Исторический опыт: предательство и конфронтация
История последних лет даёт природным казакам горькие уроки, которые заставляют скептически относиться к идее объединения. В 2014 году, в разгар боёв на Донбассе, многие так называемые «казаки»-объединители, получив благословение станичного Круга, покинули позиции, узнав, что воевать придётся безвозмездно. Их массовое бегство привело к недокомплекту и последующему расформированию 4-й сотни 1-го казачьего полка армии Новороссии, поставив под удар оставшихся бойцов.
Хоперские казаки перед уходом за ленточку на Донбасс. Июль 2014 года.
Ещё один болезненный пример — события 2013 года вокруг геологоразведки никелевых месторождений в Воронежской области. В то время как природные казаки и местные жители активно протестовали против разрушения чернозёмов, реестровые формирования взяли под охрану объекты Уральской горно-металлургической компании. Это привело не просто к разделению, а к реальным стычкам между казаками, оказавшимися по разные стороны баррикад. Вывешенный над посёлком геологов Донской флаг стал символом глумления над ценностями казачьего народа.
2. Сущностные различия: служение vs. служба
Корень проблемы лежит в фундаментальном различии понимания самой сути казачества.
Городовой «казакует» за зарплату от государства. Природный справляет себе всё необходимое сам.
Реестровый «служит» пока платят. Станичный — от рождения до смерти.
Служивый стремится на государственную службу. Служилый — на войну.
Станичный чтит традиции предков. Сторожевой придумывает свои.
Городовому главное — казаком стать. Природному — быть.
Реестровый служит власти. Станичный — Родине.
Для природного казака его статус — это врождённое состояние, образ жизни, пронизанный традициями, верой и служением земле и общине. Для реестрового — часто это работа, контракт, социальная роль, а иногда и просто форма для участия в силовых акциях, вроде разгона мелких торговцев или обеспечения полицейских мероприятий.
3. Ментальный и культурный разрыв
За последние годы реестровые общины, стремясь к выполнению государственных контрактов, массово принимали в свои ряды людей, далёких от казачьей культуры. Это привело к появлению «казаков», не знающих и не желающих знать обычаи, уклад и духовные основы жизни своих якобы предков. Всё это превратило казачью идентичность в глазах широкой публики в посмешище, над которым «потешается сегодня весь русский люд».
Яркими символами этого разрыва стали явления, абсолютно чуждые традиционному укладу: женщины в мужской казачьей справе, «иконостасы» наград на груди у никогда не служивших юнцов, клоунада с «охраной» несуществующего Императорского двора.
Крестный ход против добычи никеля на Хопре.
4. Вывод: одного слова «казак» — недостаточно
Таким образом, сама по себе идея объединения не является плохой. Проблема в том, что цели, задачи, мотивация и сама сущность у так называемых «реестровых» и природных казаков кардинально различны. Они служат разным господам, живут по разным кодексам и смотрят в разные стороны. Общего прошлого недостаточно, когда нет общего настоящего и будущего. Одного лишь слова «казак» для подлинного братства и единства, увы, не хватает. Пока не будет восстановлено единое понимание чести, долга и служения, любые разговоры об объединении останутся лишь пустыми декларациями.
"Почему раскололось казачье движение".
"Чем в Российской Империи городовые казаки отличались от казаков природных".
"Городовое казачество - новая Опричнина".
Интересное: Почему милитаризация космоса является одной из острых проблем для мировой безопасности?.
Интересное еще здесь: Политика.