Многие годы, выступая с лекциями о взаимодействии государства и религии, я с гордостью отмечал, что российский закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года является одним из самых прогрессивных в Евразии. Я призывал слушателей изучать его, так как он гарантирует право на веру, проповедь и создание религиозных сообществ.
1. От демократии к ограничениям
Этот закон, несмотря на некоторые спорные моменты в преамбуле, был лучшим достижением постсоветского законодательства. Мы научились жить в межрелигиозном мире, зная, что под защитой находятся не только обряды, но и наши религиозные чувства.
Однако сегодня на тех же семинарах я вынужден говорить, что закон нужно изучать, чтобы «знать врага в лицо». Из-за поправок, известных как «законы Яровой–Озерова», и последующих изменений, этот акт постепенно превратился из гаранта свобод в запретительный инструмент. В сочетании с нормами КоАП и Уголовного кодекса он фактически стал карательным.
2. Опасность размытых формулировок
Главная опасность кроется не столько в самих нормах, сколько в их расплывчатых формулировках, которые можно трактовать в угоду политической конъюнктуре или прямому заказу. Президент Владимир Путин, подписывая эти поправки 6 июля 2016 года вопреки протестам верующих, пообещал следить за исполнением закона и вернуться к его обсуждению через год.
Прошло пять лет, но диалога так и не состоялось. За это время не известно ни одного случая, когда бы новые нормы предотвратили теракт, зато зафиксированы тысячи фактов их применения против законопослушных религиозных групп и отдельных верующих. Площадки для конструктивного обсуждения исчезли.
3. Новый этап контроля: закон от 3 октября
С 3 октября 2021 года вступает в силу новый закон, который вносит изменения в действующее законодательство о религии. Он вызвал резонанс, введя обязательную переаттестацию в России для священнослужителей и религиозного персонала, получивших образование за рубежом. После консультаций с протестантскими лидерами в законопроект внесли правки, но они лишь усложнили текст, сделав его ещё более двусмысленным.
Теперь закон оперирует понятиями «служители и религиозный персонал, впервые приступающие к деятельности на территории РФ». Фактически с 3 октября государство получает право регламентировать и разрешать (или запрещать) кому можно совершать богослужения, обряды и заниматься миссионерством. Это означает, что перед тем, как подать причастие, прочесть проповедь или спеть в хоре, человек должен будет доказать, что не учился за границей или прошёл «переобучение» по государственной программе в России. Для протестантских общин, где граница между клиром и мирянами размыта и проповедуется всеобщее священство верующих, эти нормы особенно актуальны.
4. «Участник» вместо «члена»: скрытая угроза
Ещё более коварное изменение – замена термина «член религиозной организации» на «участник», без чёткого определения последнего. При этом ответственность организации за действия своих «участников» усиливается.
Обратите внимание: Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 4 октября.
Сейчас нас уверяют, что «участник» – это лишь учредитель. Но доверия таким трактовкам нет. Вспомним, что президент публично называл преследование «Свидетелей Иеговы» (запрещённая в РФ организация) «чушью», однако суды признали сотни её последователей экстремистами. Теперь можно ожидать, что в храмах появятся «компетентные сотрудники», которые будут разъяснять, что любой пришедший на службу – уже «участник». А в молитвенные дома заходят разные люди, в том числе и со «спецзаданиями».5. Расширение репрессивной практики
Ещё одним тревожным сигналом стало признание организаций «Новое поколение» из Латвии и Украины нежелательными, а также запрет книги пастора Алексея Ледяева «Новый мировой порядок» как экстремистской. Решение суда в Кемерово было опубликовано с большой задержкой, что, вероятно, помешало своевременной апелляции. При этом сам Ледяев, внесённый в чёрный список на въезд в РФ, физически не мог быть надлежащим образом уведомлён о процессе, что ставит под сомнение законность всей процедуры.
6. Вывод: от защиты к тотальному контролю
Действия государства в религиозной сфере всё больше напоминают фарс, который, однако, имеет серьёзные последствия. Большинство россиян – люди верующие, и рано или поздно эти законодательные игры затронут каждого. Ситуация начинает напоминать библейские времена из книги пророка Даниила: сначала ограничили право молиться по своему усмотрению, а следующим шагом может стать принуждение к поклонению «государственному истукану». Таков печальный вектор развития государственно-конфессиональных отношений в России.
#новости #политика #внутренняя политика #россия #федяев
#федеральный закон #поправки яровой-озерова
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: C 3 октября государство cможет запрещать священнослужителей.