Перекалибровка афганской политики Индии и более активное взаимодействие со странами региона, включая ШОС, является одним из последствий захвата власти в Кабуле талибами, пишет Арвинд Гупта, директор Международного фонда Вивекананды, Нью-Дели.
После захвата Афганистана движением «Талибан» 15 августа 2021 года и вывода войск США премьер-министр Индии Моди и президент США Байден 24 сентября обсудили ситуацию в этой стране на встрече в Белом доме. Оба лидера «подтвердили общую приверженность совместной работе по борьбе с глобальным терроризмом» и договорились «продолжать тесно координировать свои действия друг с другом и с партнёрами для обеспечения инклюзивного и мирного будущего для всех афганцев».
Индия в целом поддерживала политику США по Афганистану с 2001 года, хотя их позиции не всегда были идентичными. Для США смыслом двадцатилетней войны в Афганистане было устранение угрозы «Аль-Каиды». Для Индии главным поводом для беспокойства была постоянная поддержка Пакистаном движения «Талибан» и индийских террористических группировок, которые сражались вместе с «Талибаном». Из-за постоянного давления со стороны Пакистана США отстраняли Индию от политических мер по афганскому урегулированию. США всегда считали Пакистан незаменимым участником афганского урегулирования, а он яростно выступал против любого присутствия Индии в Афганистане. В конце концов, США склонились в сторону Пакистана в ущерб Индии, несмотря на тот факт, что пакистанский военный истеблишмент скрывал Усаму бен Ладена от США в течение нескольких лет.
Как и другие страны в регионе, Индия также получала выгоду благодаря безопасности, которую войска США обеспечили региону от угрозы «Талибана» и «Аль-Каиды». В помощь афганскому правительству и народу Индия предоставила 3 миллиарда долларов США на цели экономического развития. Она также организовала сотни высокоэффективных проектов общественного развития, которые принесли пользу народу Афганистана. В то время как базирующиеся в Пакистане террористические группировки сеяли хаос в Афганистане, афганские дети получали индийскую пшеницу, а молодёжь – образование в Индии. Инвестиции в физический, человеческий и социальный капитал принесли Индии огромную благодарность со стороны народов Афганистана. Тысячи афганцев получили образование и прошли стажировку в Индии за последние двадцать лет. США призвали Индию продолжать оказывать помощь в национальном строительстве в Афганистане, даже несмотря на то, что Вашингтон отказался от данного проекта.
© ReutersУ Индии были причины глубоко скептически относиться к талибам. В июле 2008 года посольство Индии в Кабуле подверглось нападению со стороны «Сети Хаккани», известной как марионеточная организация Пакистана. В результате этого нападения погибли высокопоставленный индийский дипломат и множество других людей. Были и другие нападения и похищения. «Сеть Хаккани» теперь играет важную роль в кабинете талибов. Неудивительно, что Индия избегала любого диалога с талибами и по-прежнему скептически относится к новому режиму.
Позиция Индии начала незначительно меняться, когда в феврале 2020 года специальный посланник президента Трампа посол Залмай Халилзад договорился с талибами о выводе войск США. США решили, что не хотят продолжать войну в Афганистане, которая стоила им тысяч жизней и триллионов долларов. Трамп хотел сократить убытки и любой ценой уйти из Афганистана. Так называемый Дохинский мирный процесс имел серьёзные недостатки. Он обеспечил легитимность талибам за счёт избранного правительства президента Гани в Кабуле. Индия скептически относилась к Дохинскому процессу, но согласилась с ним, потому что не только США, но и другие страны – Россия, Иран и Китай – также начали делать шаги навстречу талибам по своим собственным соображениям. Россия запустила так называемый московский формат, к которому Индия присоединила двух своих бывших дипломатов в качестве наблюдателей. Министр иностранных дел Индии виртуально выступил на открытии мирных переговоров в Дохе в сентябре 2020 года. Хотя Нью-Дели сохранял свой скептицизм в отношении талибов и мирного процесса в Дохе, Индия без особой охоты начала взаимодействовать с ними, опасаясь остаться в стороне.
Индия всё ещё не смирилась с захватом талибами власти в Афганистане. Кабинет талибов состоит из лиц, находящихся под санкциями ООН и в прошлом совершавших чудовищные теракты. «Талибан» не является независимой группировкой. Влияние Пакистана очевидно, ибо мир увидел, как бывший генеральный директор пакистанской межведомственной разведки (ISI) прибыл в Кабул во время формирования кабинета талибов и обеспечил преобладание «Сети Хаккани».
Несмотря на заверения, данные международному сообществу, «Талибан» мало что сделал, чтобы можно было удостовериться в его готовности действительно сформировать инклюзивное правительство, уважающее права меньшинств и женщин. Десятки террористических группировок, в том числе те, которые специально действуют против Индии, присутствуют на афганской земле. 17 августа Индия вывезла из страны своих дипломатов и граждан по соображениям безопасности. Несколько дней спустя высокопоставленный представитель «Талибана» встретился с послом Индии в Дохе, но эта встреча не развеяла скепсис Нью-Дели. Под председательством Индии в Совете Безопасности ООН была принята резолюция 2591. Она обосновывает ожидания международного сообщества от талибов. Россия и Китай воздержались при голосовании из-за разногласий в «пятёрке».
Обратите внимание: Какие отношения могут быть между Россией и Европой? кому это выгодно? Что же будет дальше?!.
Премьер-министр Индии, выступая на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), призвал «Талибан» не позволять террористическим группам использовать афганскую землю для нападения на другие страны.Позиции США и Индии в отношении терроризма, исходящего с афганской территории, во многом схожи. Заместитель госсекретаря США Венди Шерман в октябре находилась в Нью-Дели для консультаций, в ходе которых также обсуждалась и обстановка в Афганистане. Обе стороны договорились о дальнейшем укреплении сотрудничества в борьбе с терроризмом.
Есть опасения, что талибы продолжают поддерживать связи с «Аль-Каидой». Это вызывает глубокую озабоченность США. Для Индии «Аль-Каида», «Вилаят Хорасан», «Джаиш-и-Мухаммад» и «Лашкар-и-Тайба» представляют серьёзную угрозу в Кашмире и внутренних районах Индии. Индия была бы заинтересована в антитеррористическом сотрудничестве с США и другими странами, включая Россию.
Индия будет внимательно следить за развитием отношений США с Пакистаном после прихода к власти талибов. США существенно потеряли влияние в регионе. Скорее всего, Пакистан будет рассчитывать на сотрудничество с США в области разведки и борьбы с терроризмом. Но сотрудничество с Пакистаном обойдётся недёшево. Пакистан хочет, чтобы США предоставили ему те же привилегии, которые они предоставляют Индии. Другими словами, он хочет, чтобы США во всём относились к Пакистану точно так же, как к Индии, и снова начали приравнивать Индию и Пакистан друг к другу, вернувшись к тому подходу, от которого американская администрация давно отказалась.
После визита в Индию Венди Шерман посетила Исламабад. Однако она заявила, что сотрудничество США с Пакистаном будет узконаправленным. Нет и речи о том, чтобы США уравняли Индию с Пакистаном. Это понятно. Совсем недавно госсекретарь США столкнулся с напряжёнными слушаниями в комитете по иностранным делам сената США, где многие сенаторы потребовали санкций против Пакистана за его двойную игру, которая нанесла ущерб интересам США. Например, хотя Пакистан выдавал себя за друга США, он продолжал оказывать поддержку талибам, которые безнаказанно нападали на американских солдат в течение многих лет.
Недавние события в Афганистане, вероятно, ещё больше сблизят Индию и США. Покинув Афганистан, США больше не являются заложниками требований Пакистана. Индия поддерживает многостороннее «всеобъемлющее глобальное стратегическое партнёрство», основанное на стратегическом сближении интересов. Это партнёрство, вероятно, будет развиваться и дальше. Глобальная перебалансировка, которая происходит в настоящее время из-за подъёма Китая, становится важной движущей силой партнёрства между Индией и США. Афганистан не будет играть здесь ключевую роль. США превратились в поставщика высокотехнологичного оборонного оборудования в Индию. Американские компании активно инвестируют в индийский рынок. Обе стороны, вероятно, продолжат развивать антитеррористическое сотрудничество в постталибский период. Они работают над развитием четырёхстороннего диалога по безопасности QUAD как эффективного института в Индо-Тихоокеанском регионе. Индия играет важную роль в амбициозной программе QUAD по разработке и распространению вакцин. Премьер-министр Моди охарактеризовал QUAD как «силу глобального блага».
Однако в афганском вопросе между США и Индией есть одно большое различие. Для Индии терроризм, исходящий из Афганистана, представляет собой прямую и непосредственную угрозу безопасности. Индийские спецслужбы осуществили массовые изъятия героина, который был спрятан в партии талька, предназначенной для одного из портов Индии. Груз отправился из Афганистана и прибыл через Иран. Угроза для США со стороны Афганистана значительно уменьшилась. Сейчас главная забота США – это Китай, а не Афганистан.
Индия понимает, что в урегулировании ситуации в Афганистане ей придётся всё больше полагаться на страны региона. Именно поэтому она активизировала консультации с Россией, Ираном, странами Центральной Азии и другими странами. В этом контексте следует рассматривать исчерпывающее выступление Моди на саммите ШОС, в котором он поставил терроризм в центр внимания при обсуждении ситуации в Афганистане. Перекалибровка афганской политики Индии и более активное взаимодействие со странами региона, включая ШОС, является одним из последствий захвата власти в Кабуле талибами.
#Индия #афганистан #США #региональная политика #талибан #безопасность
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: 🇮🇳🇦🇫🇺🇸 Как крах правительства в Афганистане повлияет на отношения между Индией и сша?.