В условиях геополитической турбулентности телекоммуникационная отрасль приобретает для государства стратегическое значение, сравнимое с обеспечением базовых потребностей. На этом фоне потенциальная сделка по покупке «Ростелекомом» одного из крупнейших сотовых операторов, «Мегафона», выглядит логичным шагом по усилению государственного присутствия в ключевой инфраструктурной сфере. Эта консолидация направлена на смягчение последствий санкционного давления, обеспечение технологической устойчивости и расширение контроля над рынком связи, который для населения стал такой же необходимостью, как хлеб.

Российский телеком-рынок переживает период масштабных трансформаций, связанных со сменой владельцев ключевых игроков. После «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн») в поисках нового собственника оказался и «Мегафон». По данным СМИ, его владелец, Алишер Усманов (холдинг USM Group), ведет переговоры о продаже актива, и главным претендентом выступает государственная корпорация «Ростелеком». Учитывая, что «Ростелекому» уже принадлежит оператор «Теле2», поглощение «Мегафона» позволит госкомпании контролировать около половины всего рынка мобильной связи России. Это вызывает обеспокоенность экспертов по поводу монополизации, однако другая часть аналитиков видит в усилении госвлияния новые возможности для отрасли в преодолении кризисных явлений.
1. Телеком как локомотив экономики в условиях нестабильности
Несмотря на внешние вызовы, телекоммуникационный рынок России в 2022 году показал рост. Его общий объем превысил 1,8 трлн рублей, увеличившись на 1,5%. Основным драйвером по-прежнему остается мобильная связь, формирующая 59% выручки всей отрасли. Этот сегмент вырос на 3,5%, в то время как фиксированный интернет и платное ТВ демонстрировали скромный рост (0,5% и 0,7% соответственно), а традиционная фиксированная телефония продолжила сжиматься (-8,5%).
Лидером по числу абонентов является МТС (80 млн), за ним следуют «Мегафон» (75 млн), «Теле2» (47,5 млн) и «Билайн» (47 млн). Общее количество сим-карт в стране значительно превышает численность населения, что указывает на высокую проникновение услуг и наличие у пользователей нескольких номеров. В связи с этим операторы сместили фокус с количественного роста абонентской базы на увеличение среднего чека (ARPU). Эта стратегия приносит плоды: средний доход на пользователя вырос более чем на 10%, достигнув почти 350 рублей.
2. «Мегафон»: от пионера рынка до лакомого актива
«Мегафон» — один из старейших игроков на российском телеком-рынке, начавший свою историю в 1993 году. С 2008 года контроль над компанией получил Алишер Усманов, а сейчас через USM Group ему принадлежат 100% акций. Оператор демонстрирует устойчивые финансовые результаты: по итогам 2021 года его выручка составила 354 млрд рублей, а чистая прибыль выросла в 2,5 раза, достигнув 66 млрд рублей.
Компания зарекомендовала себя как инновационный игрок, активно инвестирующий в сетевую инфраструктуру, что обеспечивает высокое качество связи и скорость мобильного интернета. Помимо основного бизнеса, «Мегафон» развивает направления фиксированной связи для корпораций (Netbynet), облачные сервисы и цифровые развлечения («Мегафон ТВ», онлайн-кинотеатр Start). Оборотной стороной активных инвестиций является значительная долговая нагрузка, однако даже с учетом долга в ~245 млрд рублей (на конец 2021 года) «Мегафон» остается крайне привлекательным активом. Его рыночная оценка, по мнению аналитиков, может достигать 900 млрд рублей — сумму, которую «Ростелеком» при поддержке государственных банков потенциально способен освоить.
3. Причины продажи: стратегия USM Group и внешнее давление
Решение о продаже «Мегафона» укладывается в общую стратегию холдинга USM Group по выходу из технологических активов, что наблюдалось в последние два года. Холдинг, основой которого является металлургический бизнес («Металлоинвест»), рассматривает телеком как непрофильный актив. Продажа в текущих условиях может быть продиктована желанием зафиксировать прибыль на пике стоимости, пока сохраняется спрос, а также необходимостью высвобождения средств для развития ключевых проектов.
Немаловажную роль играют и личные обстоятельства основателя холдинга, Алишера Усманова, который заявлял о планах «уйти на пенсию». Кроме того, санкционное давление, под которое бизнесмен попал после начала СВО, создает дополнительные риски для его активов, потенциально снижая их стоимость в будущем. Таким образом, текущий момент может рассматриваться как оптимальный для выгодной сделки.
4. Риски монополизации и позиция регуляторов
Поглощение «Мегафона» «Ростелекомом», уже контролирующим «Теле2», создаст на рынке сотовой связи игрока с долей в 45–50%. Это неминуемо вызовет вопросы со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Эксперты полагают, что для одобрения такой сделки регулятор может выдвинуть ряд жестких условий. Кроме того, остается неочевидной бизнес-логика управления двумя конкурирующими мобильными брендами в рамках одного холдинга без их объединения.
Тем не менее, многие аналитики считают сделку вполне реализуемой. Возможен сценарий, при котором «Мегафон» сначала будет приобретен одним из крупных госбанков (например, ВТБ), а затем передан «Ростелекому» в операционное управление. Это позволит обойти часть регуляторных и финансовых сложностей.
5. Телеком как социально значимая услуга под государственным контролем
Услуги связи занимают третье место в потребительских расходах россиян после трат на одежду и обувь. Государство, с одной стороны, заинтересовано в их доступности, а с другой — жестко контролирует цены через ФАС. Россия находится в числе стран с самой низкой в мире стоимостью мобильной связи и интернета. Однако операторы сталкиваются с растущими издержками, особенно после ухода с рынка ключевых зарубежных поставщиков оборудования, таких как Ericsson и Nokia.
В этих условиях консолидация отрасли под эгидой государства может иметь свои преимущества. Крупная компания с господдержкой будет обладать большей рыночной силой для закупок оборудования, сможет оптимизировать использование инфраструктуры, развивать собственные технологические компетенции и инвестировать в импортозамещение. Это может помочь отрасли пережить сложный период технологического перехода. Однако критики опасаются, что снижение конкуренции до уровня двух-трех крупных игроков ослабит стимулы для инноваций и может привести к росту цен, сдержать который сможет только прямое вмешательство регулятора.
6. Баланс между государственным влиянием и здоровой конкуренцией
Усиление роли государства в телекоме является частью общей тенденции по укреплению контроля над критической инфраструктурой, что подтверждается недавними изменениями в структуре «Яндекса» и созданием совместного предприятия «Ростелекома» и ВТБ («Инфра-Телеком») для реализации цифровых проектов в регионах.
В то же время, как показывает пример с «Вымпелкомом» («Билайн»), ФАС в итоге одобрила переход компании под контроль российского менеджмента, а не госкомпании. Это сигнализирует о том, что полного огосударствления рынка пока не планируется, и регулятор стремится сохранить необходимый для развития уровень конкуренции. Будущее российского телекома, вероятно, будет определяться поиском баланса между необходимостью государственной консолидации для преодоления внешних вызовов и сохранением конкурентной среды, которая служит двигателем качества услуг и технологического прогресса.
Обратите внимание: Президент Путин против глубинного государства, навязанного Ельциным?.
Больше интересных статей здесь: Экономика.