История, произошедшая в одном из губернских городов, может считаться примером малой, но значимой общественной победы. Речь идёт о так называемом «Кишлаке» — месте, которое сочеталось в торговой лавкой, точкой общепита и стихийным местом сбора мигрантов. Благодаря активности группы горожан, действовавших строго в правовом поле, это проблемное заведение было закрыто. В результате государственные органы наложили существенные штрафы, а несколько нелегальных мигрантов, вероятно, покинут страну.
Развитие ситуации оказалось позитивным. Землячество граждан одной из бывших советских республик оперативно навело порядок среди своих соотечественников, которые вольно обращались с местными нормами. На месте прежнего рассадника антисанитарии и ночного шума теперь работает современный торговый павильон. В нём — чистота, порядок, безналичный расчёт и вежливый персонал. Это наглядный пример того, как законность и разумный диалог могут решить застарелую, отдающую коррупцией, проблему без националистических лозунгов и взаимной агрессии.
1. Конституционный статус и его неясности
Казалось бы, поправки в Конституцию 2020 года, закрепившие за русским народом статус «государствообразующего», должны были снять острые вопросы. Однако на практике это положение остаётся декларативным. Не определено, что конкретно означает этот статус: каковы обязанности, привилегии или особая ответственность «титульного» народа? Нет масштабных государственных программ поддержки русской культуры на фоне активной помощи культурам национальных меньшинств. Тема защиты русских за рубежом, обозначенная президентом, не стала частью ежедневной политической повестки. Создаётся впечатление информационной дискриминации или сознательного замалчивания этой темы.
Власть на разных уровнях демонстрирует поразительное непонимание и равнодушие к национальному вопросу и миграционной политике. Проблемы учёта, адаптации и социализации мигрантов носят системный характер, но реакция на них вялая и неэффективная. Прошло три десятилетия, а внятного ответа на вопрос, почему многонациональное население живёт вместе и в чём роль русских, так и не дано.
2. Проблемы на местах и миграционная политика
Картина неоднородна: в провинции мигранты часто ведут себя сдержанно, тогда как в крупных городах, особенно в местах компактного проживания, могут возникать анклавы с элементами экстерриториальности. Одна из ключевых проблем — нежелание части приезжих интегрироваться, учить детей нормам и языку принимающей страны. Это создаёт конфликты в школах, где учителя, связанные либеральными установками и страхом обвинений в национализме, часто бессильны повлиять на ситуацию.
Официальная статистика вызывает вопросы: до пандемии в России находилось около 600 тысяч детей мигрантов, но лишь 140 тысяч посещали школу. Остальные формально считались «туристами». При этом аргумент о нехватке рабочих сил не выглядит абсолютным — даже высокопоставленные чиновники указывают на необходимость повышать зарплаты местным кадрам вместо перегрева рынка дешёвой иностранной рабочей силой. Президент говорил о необходимости предварительной подготовки мигрантов, но реальных масштабных шагов не видно. Коррупция в миграционной сфере, торговля фиктивными документами и регистрациями процветает, а меры противодействия ей недостаточны.
3. Имперское наследие и системный подход
Отношение русских к миграции и другим народам должно базироваться на достоинстве и терпении, что соответствует имперскому мышлению. Исторически Россия — это системообразующая империя (как Рим или Византия), а не колониальная. Её ключевые принципы: сохранение многообразия народов без насильственной ассимиляции и особое, ответственное положение титульного народа. При этом «титульность» — не этническая привилегия, а открытый статус. Стать русским, разделяя язык, культуру и ключевые ценности, мог представитель любого народа, что и демонстрировали такие фигуры, как Сталин, называвший себя «русским грузинского происхождения».
Обратите внимание: Петров. "Телевидение особенно (и радио) являются мощнейшими инструментами зомбификации по всем вопросам".
Однако такая имперская система хрупка. Соблазн упрощения, русификация при Николае II и политика Столыпина, а затем радикальный интернационализм большевиков, бичевавших «великорусский шовинизм», — всё это подрывало имперские основы и в итоге привело к распаду СССР. Сегодня, закрепив в Конституции статус русского народа, Россия рискует вновь впасть в упрощённое, неимперское понимание национального вопроса.
4. Дисбаланс в современной политике
За последние 30 лет власть научилась выстраивать отношения с национальными меньшинствами, щедро финансируя их культуру и заигрывая с элитами. Однако поддержка русского народа как титульного носит скорее декларативный характер. Руководство страны, в основном этнически русское, патологически боится обвинений в шовинизме. Это приводит к перекосу: заявления некоторых деятелей, пересматривающих историю в духе «геноцида» (об Иване Грозном, генерале Ермолове), часто остаются без должной правовой оценки.
СССР, искоренив мнимый «великорусский шовинизм», воспитал у русских равнодушие к защите государства в 1991 году. Вопрос: изменилась ли ситуация сегодня? Национализм малых народов можно обуздать силой воли центра, что видно на примере Чечни. Русский же национализм — минное поле, требующее тонкой, продуманной политики, основанной на имперском сознании, которого сегодня явно не хватает.
5. Пути решения и необходимые шаги
Во-первых, необходимо чётко разделять культурный патриотизм и деструктивный политический национализм, пропагандируя это в школах. Во-вторых, федеральная власть должна жёстко пресекать любой сепаратизм и попытки переписать общую историю в регионах. Для этого нужны интеллектуальные ресурсы и, по сути, государственная идеология, формирующая образовательную и культурную политику.
В-третьих, вместо бесплодных разговоров о законе о «титульном народе» (чреватом расовыми практиками) нужна идеологическая декларация и сильная государственная пропаганда. Только так можно работать с миграцией, отстаивать интересы граждан, говорить о демографических проблемах русских и продвигать общую историю. Русский человек, как показывает опыт, уживчив и терпелив, если с ним разговаривают по-человечески и по справедливости.
История с «Кишлаком» обнажила полную беспомощность власти в национальном и миграционном вопросах. Проблему решило не чиновничье рвение, а вмешательство уважаемого главы землячества, который, будучи успешным интегрированным мигрантом, жёстко указал и своим соотечественникам, и местной администрации на их промахи. Его финальная фраза чиновнику была показательна: землячество должно узнавать о проблемах от власти, а не из петиций, иначе это выглядит как непризнание их русскими. Этот эпизод — микромодель того, каким мог бы быть диалог: на основе закона, взаимного уважения и чёткого понимания общих правил игры.
#национальный вопрос #национализм #русский национализм #национальные меньшинства #титульная нация #история россии #миграционная политика #империи #идеология
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Национальный вопрос: как научиться быть «титульным» русским народом?.