Энергетический кризис в Европе: видимое затишье перед бурей

1. Энергетический кризис в Европе: видимое затишье перед бурей

Пять месяцев назад, когда поставки российского газа резко сократились, Европейский союз столкнулся с угрозой экономической катастрофы. Для предотвращения кризиса был принят указ, обязывающий страны-члены заполнить газовые хранилища минимум на 80% к 1 ноября. Эта задача была успешно выполнена: на сегодняшний день запасы заполнены на 95%, а у берегов Европы ожидают разгрузки танкеры со сжиженным природным газом (СПГ).

Это не единственный положительный сигнал. Цены на газ с поставкой в первом квартале следующего года снизились примерно до 125 евро за МВтч, что значительно ниже летних пиков, превышавших 300 евро. Оптовые цены на электроэнергию в Германии также упали с рекордных 800 евро/МВтч в августе до менее 200 евро на текущей неделе.

Экономические прогнозы, предсказывавшие коллапс, пока не оправдываются. В Германии зафиксирован рост промышленного производства и стабильный уровень безработицы в 3%. Предварительные данные указывают на небольшой, но положительный рост ВВП Евросоюза в третьем квартале. Розничные продажи демонстрируют устойчивость потребительского спроса. Возникает вопрос: удалось ли Европе избежать кризиса?

К сожалению, ответ отрицательный. Несмотря на масштабные финансовые вливания в поиск альтернативных источников энергии и поддержку потребителей, энергетический кризис далек от завершения. Он усугубляется растущими разногласиями между странами ЕС, ускоряющейся инфляцией и тяжелым бременем субсидий на государственные бюджеты. Борьба за энергетическую безопасность отвлекает внимание от других стратегических задач. Таким образом, настоящий кризис для Европы только начинается.

2. Стратегия выживания и её пределы

Энергетическая проблема остается фундаментальной. Хотя цены на газ снизились, они все еще многократно выше докризисного уровня. Проблемы, вызвавшие летний скачок цен на электроэнергию — ремонт французских АЭС и низкий уровень воды для гидроэнергетики — сохраняются. Россия продолжает использовать газ как инструмент давления, угрожая новыми сокращениями поставок.

Доля российского газа в импорте ЕС упала с 40-50% до примерно 15%. Европейская стратегия отказа от него строится на трех направлениях. Во-первых, это диверсификация поставок и максимальное заполнение хранилищ. Германия в рекордные сроки построила первый терминал для приема СПГ, открылись новые трубопроводы, а европейские покупатели активно скупали сжиженный газ, опережая азиатских конкурентов.

Однако до середины 2024 года крупных новых объемов газа на мировом рынке не ожидается. В следующем году Европе придется вести еще более жесткую конкурентную борьбу с Азией, особенно если экономика Китая восстановится. Это означает, что высокие цены на энергоносители сохранятся как минимум на ближайшие полтора года.

Второй элемент стратегии — сокращение использования газа в энергогенерации. Германия временно продлила работу своих АЭС, были запущены законсервированные угольные электростанции. Правительства пытаются ускорить переход на возобновляемые источники, что привело к росту импорта солнечных панелей.

Но эти меры не смогли компенсировать падение выработки на атомных и гидроэлектростанциях. Объем генерации на газе даже увеличился. Развитие ветроэнергетики, судя по падению заказов на турбины, сталкивается с трудностями и требует времени.

3. Спрос, субсидии и раскол в ЕС

Третье направление — снижение спроса. Потребление газа в ЕС упало примерно на 10%, чему способствовала теплая погода и высокие цены. Однако многие правительства, опасаясь социального взрыва, активно субсидируют население, искусственно сдерживая розничные цены. Франция заморозила тарифы, Испания и Италия вводят щедрые компенсации. В результате в этих странах потребление сократилось меньше, чем в других.

Такая политика противоречит общеевропейской цели по сокращению потребления газа на 15% и обнажает глубокие разногласия. Предложение о совместном займе для финансирования субсидий было заблокировано Германией. Споры ведутся и вокруг идеи потолка цен на газ. Предложение Еврокомиссии (275 евро/МВтч) кажется слишком высоким для Франции и Испании, но слишком рискованным для Германии, которая боится дефицита.

Эти споры отражают разные экономические интересы. Промышленность Германии зависит от гарантированных поставок газа. Франция, испытывающая дефицит электроэнергии, заинтересована в снижении оптовых цен на нее. У Испании есть надежные альтернативные источники газа, и она хочет ограничить стоимость импорта. Страны Южной и Восточной Европы, чьи бюджеты наиболее уязвимы, готовы на любые меры для снижения нагрузки.

Обратите внимание: 1 декабря – по прежнему крайний срок подачи налоговых деклараций, несмотря на все нюансы сложившейся в стране обстановки..

Эти противоречия будут нарастать по мере ухудшения экономической ситуации. Инфляция в Европе продолжает ускоряться, и субсидии, продлевая период высоких цен, могут запустить спираль «зарплаты-цены». Европейский центральный банк готовится к дальнейшему ужесточению монетарной политики. Прогнозы указывают на рецессию зимой и стагнацию до конца 2023 года.

4. Экономические и социальные последствия

Многие промышленные предприятия адаптируются, находя способы сократить потребление газа без снижения выпуска. Однако энергоемкие отрасли, такие как химическая промышленность, металлургия и производство керамики, находятся под угрозой потери конкурентоспособности.

Несмотря на высокие цены, масштабных социальных протестов, подобных движению «желтых жилетов», пока не наблюдается. Опросы показывают, что большинство европейцев по-прежнему поддерживают Украину, а свое личное финансовое положение оценивают как стабильное. Однако это спокойствие куплено дорогой ценой — за счет огромных государственных субсидий.

С сентября 2021 года страны ЕС выделили на смягчение последствий энергетического кризиса около 573 млрд евро. Эти средства распределены крайне неравномерно: на Германию приходится почти половина суммы, в то время как Швеция потратила менее 2 млрд. В среднем поддержка составляет почти 3000 евро на каждое домохозяйство, что сопоставимо с годовыми расходами на образование. Большая часть этих средств не является целевой и не стимулирует экономию энергии.

Такая щедрая, но неэффективная политика повторяет подход времен пандемии, ложась тяжелым бременем на государственные финансы. Для стран Южной Европы — Италии, Испании, Греции, Франции — с высоким уровнем госдолга новые расходы увеличат долговую нагрузку на 3-6% ВВП. Это ограничит возможности для инвестиций в «зеленый» переход и решение демографических проблем на долгие годы вперед.

Руководство ЕЦБ предупреждает, что рост госрасходов может привести к более резкому повышению процентных ставок. Уже сейчас субсидии вытесняют другие бюджетные статьи. Например, новое правительство Италии было вынуждено отказаться от обещанного снижения налогов, чтобы направить дополнительные 30 млрд евро на помощь населению и бизнесу.

5. Упущенные возможности и долгосрочные риски

Сосредоточенность на сиюминутных энергетических проблемах отвлекает политиков от необходимых структурных реформ. «Окно возможностей», открывшееся после пандемии при низкой безработице и завершении ключевых избирательных циклов, оказалось упущено. Спорные, но важные реформы, такие как пенсионная во Франции, вновь отложены.

Деньги, которые могли бы смягчить последствия экономической трансформации, уходят на энергетические субсидии. Таким образом, самый серьезный ущерб от энергетического кризиса — подрыв долгосрочной конкурентоспособности и финансовой устойчивости Европы — еще только предстоит ощутить. Видимое затишье обманчиво, и самые тяжелые испытания для европейской экономики и единства, вероятно, еще впереди.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Несмотря на видимость, худшее еще впереди.